классическая музыка

  • Скачать Ноты для фортепиано "Любимой"

  • Скачать "Любовь"

  • БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы.

    Факты из биографии Бетховена Л.
  • Скачать Ноты для фортепиано "Мазурка соч. 6 №1"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Мазурки"

  • Ноты для фортепиано "(Маленькая) Фантазия"

    пример игры на фортепиано

  • Скачать Ноты для фортепиано "Маленькие вещи"

  • МАЛЕР (Mahler) Густав (1860-1911), австрийский композитор, дирижер, оперный режиссер. С 1880 дирижер различных оперных театров Австро-Венгрии, в т. ч. в 1897-1907-х гг. — Венской придворной оперы; с 1907 — в США. С 1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в том числе для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904).

    Биография

    МАЛЕР (Mahler) Густав (7 июля 1860, Калиште, Богемия, Австро-Венгрия, ныне Чехия — 18 мая 1911, Вена), австрийский композитор и дирижер.

    Начало карьеры дирижера и композитора
    Начал учиться игре на фортепиано и теории в Иглау (ныне Йиглава, Чехия), куда его семья переехала вскоре после его рождения. В 1875-1878-х гг. занимался в консерватории венского Общества друзей музыки, где среди его педагогов были Ю. Эпштейн (фортепиано), Р. Фукс (гармония), Ф. Кренн (композиция). В 1878-1880-х гг. посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над кантатой «Жалобная песнь»; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влияниями опер К. М. фон Вебера и Р. Вагнера, уже несет на себе печать малеровской индивидуальности.
    В 1880-1883-х гг. Малер работал оперным дирижером в Бад-Халле, Любляне и Оломоуце, а в 1883-1885-х гг. — вторым дирижером оперного театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма Малера нашла свое отражение в его первом шедевре — вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья» (на собственные слова композитора). Музыкальный материал этих песен несколько лет спустя вошел в Первую симфонию.

    1895 год, начало которого было омрачено самоубийством младшего брата Малера, завершился успешной премьерой Второй симфонии в Берлине. Имя Малера — теперь уже не только дирижера, но и композитора, — приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось его еврейское происхождение. Весной 1897 Малер принял католичество и несколько месяцев спустя был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не менее самого блестящего театра Австро-Венгрии.

    Венская опера. Майернигге
    Десятилетие работы Малера в Вене стало эпохой расцвета Придворной оперы. За это время он дирижировал 63 различными операми (чаще других — «Свадьбой Фигаро» Моцарта). Особенно плодотворными оказались годы с 1903 по 1907, когда в постановках опер под руководством Малера участвовал выдающийся художник-сценограф А. Роллер. В 1901 Малер построил себе виллу в Майернигге в Каринтии и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился на Альме Шиндлер (1879-1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных отношениях побудила Малера даже обратиться за консультацией к З. Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с Пятой по Восьмую и вокальный цикл «Песни об умерших детях» на слова немецкого поэта-романтика Ф. Рюккерта (1904). Этим произведением Малер словно предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь умерла от скарлатины. Тогда же у Малера была диагностирована тяжелая болезнь сердца (впоследствии именно она стала причиной его смерти).

    В последние годы

    В Вене Малер был окружен молодыми композиторами «радикального» направления — такими, как А. фон Цемлински, А. Шенберг, А. Берг, А. фон Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что касается стремления Малера сделать собственную музыку достоянием широкой публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной элиты. Антисемитская пресса вела против Малера яростную кампанию, которая в конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 он был назначен дирижером нью-йоркской Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем «Тристан и Изольда»), а в 1909 — Нью-Йоркского Филармонического оркестра. В Нью-Йорке Малер провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 Малер завершил вокальную симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал ее «Песнь о земле». Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную Девятую симфонию и начал работать над Десятой, но успел завершить только ее первую часть.


    Вклад в оперное искусство
    Самые значительные достижения Малера-дирижера были связаны с оперным театром; между тем творческие интересы Малера-композитора ограничивались жанрами симфонии, песни и вокального цикла. Уже в ранней «Жалобной песни» обнаруживаются такие характерные приемы зрелого малеровского стиля, как сочетание оркестров на сцене и за сценой, сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народно-песенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической «фабулы» произведения. Этот последний прием использован и в цикле «Песни странствующего подмастерья», тональный план которого отражает эволюцию душевного состояния героя от горестных размышлений, через умиротворенное единение с природой, к отчаянию и трагической отрешенности. Для большинства симфоний Малера характерен «открытый» тональный план, когда произведение завершается не в той тональности, в которой оно начиналось; тем самым подчеркивается преобладание повествовательного начала над конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы.

     Под влиянием «Волшебного рога мальчика»
    В 1890-е гг. Малер находился под сильным влиянием «Волшебного рога мальчика ». Трогательные, иногда иронично-наивные стихи этого сборника вдохновили его на ряд песен для голоса или двух голосов с оркестром. Вокальные части на тексты из «Волшебного рога» фигурируют во Второй, Третьей и Четвертой симфониях, проясняя концепцию каждой симфонии и красноречиво «досказывая» то, что композитор не считал возможным выразить средствами чисто инструментальной музыки. В первых четырех симфониях Малера важную роль играет элемент юмора, пародии, гротеска; многие их темы наделены нарочито инфантильным обликом. Если Первая и Четвертая симфонии построены по традиционной четырехчастной схеме, то Вторая симфония пятичастна (между скерцо и хоровым финалом в ней помещена песня «Изначальный свет» из «Волшебного рога»), а Третья шестичастна, причем первая часть по объему равна всем остальным, вместе взятым. Стилистическая и жанровая пестрота первых частей симфоний «снимается» в финалах, наделенных значительным философским смыслом (музыковед Пауль Беккер, имея в виду эту особенность симфонических циклов Малера, назвал их «симфониями финала» — в противоположность симфониям венских классиков, где центр тяжести обычно приходится на первую часть). Финал Первой симфонии (известной также под неофициальным названием «Титан») — большое романтическое сонатное аллегро; финал Второй — торжественный духовный гимн; финал Третьей — возвышенное адажио с «божественными длиннотами»; финал Четвертой — идиллическая песня о райской жизни на слова из «Волшебного рога».

    Малеровские симфонии
    Пятая, Шестая и Седьмая симфонии чисто инструментальны. В пятичастной Пятой симфонии подчеркнуто героическое начало; она открывается траурным маршем и завершается торжественным апофеозом. Предпоследняя часть этой симфонии (Adagietto), играющая роль лирического интермеццо перед финалом, часто исполняется как отдельная концертная пьеса. Четырехчастная Шестая симфония глубоко трагична; кульминация ее финала выразительно рисует гибель подразумеваемого «героя». В пятичастной Седьмой симфонии наиболее интересны три средние части, образный строй которых ассоциируется с ночью и тьмой; насыщенная конфликтами первая часть симфонии несколько тяжеловесна, а оптимизм непомерно растянутого финала оборачивается помпезностью и напыщенностью.
    Самая монументальная из всех симфоний Малера — Восьмая, предназначенная для большого ансамбля солистов, трех хоров и огромного оркестра. Ее первая часть, католический духовный гимн Veni Creator Spiritus («Приди, Дух животворящий»), служит развернутым вступлением ко второй, главной части, где использован текст последней сцены «Фауста» И. В. Гете. В этой части объединены жанровые признаки кантаты, оратории, вокального цикла, хоровой симфонии в духе Ф. Листа и инструментальной симфонии. После Восьмой симфонии, обращенной к большим массам слушателей, Малер создал одно из своих самых интимных произведений — «Песнь о земле». В ней также сочетаются признаки разных жанров — вокального цикла (в шести частях «Песни о земле» солируют попеременно тенор и контральто или баритон) и «симфонии финала». Проявившаяся в «Песни о земле» тенденция к разреженному оркестровому письму с частыми соло деревянных духовых обусловлена интересом позднего Малера к И. С. Баху. В последней части цикла, «Прощание», господствует настроение покорности и смирения; оно же определяет пафос медленного финала четырехчастной Девятой симфонии. По распространенному мнению, последняя, наряду с Шестой, является самой многозначной и содержательной из всех оркестровых драм Малера.

     Малер и мировая музыка
    Творчество Малера — связующее звено между романтизмом и экспрессионизмом. Внушительные масштабы симфоний Малера, грандиозный размах их кульминаций, характерный венский жанровый облик многих малеровских тем — все это давало основание считать Малера наследником Брукнера. С другой стороны, пристрастие Малера к экзальтированно-изломанным мелодическим линиям, тонально неопределенным последованиям альтерированных гармоний, наложениям разнородных слоев фактуры, чрезвычайно густому контрапункту, напряженным тембрам инструментов, играющих в крайне высоких регистрах, существенно повлияло на Шенберга и Берга. Различные аспекты творчества Малера были восприняты и другими крупными композиторами 20 в., в том числе Д. Шостаковичем, Б. Бриттеном, А. Шнитке.

  • МАЛЕР (Mahler) Густав (1860-1911), австрийский композитор, дирижер, оперный режиссер. С 1880 дирижер различных оперных театров Австро-Венгрии, в т. ч. в 1897-1907-х гг. — Венской придворной оперы; с 1907 — в США.

    Факты из биографии Малера Г.
  • Скачать Ноты для фортепиано "Марш из сюиты на музыку балета "Щелкунчик"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Массовый танец "Будённовка" 

  • МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809-1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.

    Биография

    МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (3 февраля 1809, Гамбург — 4 ноября 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижер, органист, пианист.

    Многообещающее начало
    Происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона. В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и композиции — у главы берлинской Певческой академии К. Ф. Цельтера. Его первые произведения появились в 1820. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур — сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта. На творческое становление Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Гете (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821) и с драмами Шекспира в переводах А. В. Шлегеля. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни). Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» И. С. Баха; это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 в.

    Карьера профессионального музыканта
    В 1829-33 Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей «Шотландской симфонии», в увертюре «Гебриды» (первое исполнение в 1832, Лондон), «Итальянской симфонии» (1833, Лондон) и некоторых других произведениях. В 1833-35 Мендельсон занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Генделя. Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона «Павел» (1836, Дюссельдорф). В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни. Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (1835-47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Вебера, Берлиоза, Шумана (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия им. Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской школы , отличавшейся ориентацией на классические образцы.

     В лейпцигский период
    В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода — увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана великолепная музыка ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира (частично основана на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с берлинской элитой складывались трудно. Композитор принимал активное участие в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 дирижировал исполнением оратории «Илия» в Бирмингеме и Лондоне). Ранняя смерть оборвала жизнь одного из самых уважаемых музыкантов Европы того времени. Мендельсон умер от инсульта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу Гензельт, 1805-1847), которая также была талантливым музыкантом.

    Романтик
    Мендельсон в большей степени, чем другие композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма. В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических линий, рационально-экономной фактурой — качествами, которые Мендельсон воспринял от венских классиков. От Баха и Генделя он унаследовал приверженность к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на внемузыкальные источники вдохновения делает Мендельсона прежде всего романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием Моцарта, не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой «Лорелея» на текст Э. Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру успешнее воплотилась в ораториях, увертюре «Рюи Блаз» по В. Гюго, музыке к «Антигоне» Софокла (1841) и ко «Сну в летнюю ночь». В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: «Павел» аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а «Илия» — историю его разногласий с берлинским обществом. Примечательны и многие другие вокальные произведения Мендельсона, в том числе кантата «Первая Вальпургиева ночь» соч. 60 (на стихи Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины — прежде всего романс «На крыльях песни» на слова Г. Гейне.

     Менедельсон-инструменталист
    Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере венского классицизма. Среди пяти «настоящих» симфоний Мендельсона выделяются «Итальянская» и «Шотландская». Для воплощения духа Италии Мендельсон избрал компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец народного происхождения). «Шотландская симфония» масштабнее и богаче контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало. Наиболее значительные программные симфонические увертюры Мендельсона — по существу, одночастные симфонические поэмы — вдохновлены образами моря [«Морская тишь и счастливое плавание» (по Гете, 1828), «Гебриды» (1832), «Прекрасная Мелузина» (по Ф. Грильпарцеру, 1833)]. В лучших непрограммных инструментальных опусах — таких, как Октет, некоторые квартеты, фортепианные трио, «Серьезные вариации» для фортепиано (1841) и знаменитый Скрипичный концерт — классические формальные принципы счастливо сочетаются с интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных «Песнях без слов»; эту серию фортепианных пьес — своего рода лирический дневник — композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).

  • МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809-1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист.

    Факты из биографии Мендельсона-Бартольди Ф.
  • Скачать Мефисто Вальс №4

  • Скачать Ноты для фортепиано "Дивертисмент Ми-минор" (на французские темы)"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Мимолетная мысль"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Миниатюра"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Миниатюрная увертюра из сюиты на музыку балета "Щелкунчик"

  • Ноты для фортепиано " Монолог Чио-Чио-Сан "Un bel di vedremo..." ("В ясный день желанный...") из оперы "Мадам Баттерфляй"

  • МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756-1791), австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства.

    Биография

    В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791), индивидуализировал жанровые типы симфоний (ми-бемоль мажор, соль минор; до мажор, т. н. «Юпитер», все 1788). Свыше 20 опер, свыше 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием», (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.

    * * *
    МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (крещен как Иоганн Кризостом Вольфганг Теофил) (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена), австрийский композитор, один из трех (наряду с Й. Гайдном и Л. ван Бетховеном) крупнейших представителей венской классической школы .
    Корни творчества
    Его отцом был способный и честолюбивый музыкант, сын переплетчика из Аугсбурга Леопольд Моцарт (1719-1787). В 1739 Моцарт-отец поступил на службу к графу Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом придворной капеллы князя-архиепископа Зальцбургского. В 1757 занял должность придворного композитора, а в 1763 — придворного вице-капельмейстера. Леопольд Моцарт приобрел репутацию выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно всей Европе после публикации труда «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» (Versuch einer grundlichen Violinschule, 1756), в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной теории. Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты, камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы, другие композиции для церкви. После 1760 он отказался от продолжения собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей.
    Гениальный ребенок
     В возрасте 6 лет
    Феноменальные способности (абсолютный слух и музыкальная память) Вольфганга Амадея проявились очень рано; в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии и для австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и его сестра Мария Анна (Наннерль) (1751-1829). Стремясь создать наилучшие условия для профессионального и общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную выгоду, Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и продемонстрировать всему миру. В середине 1763 семья отправилась в трехлетнее путешествие по странам Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И. К. Баха ,ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка» (в 1768 ее венская постановка сорвалась из-за интриг).
    Первые шаги
    1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-72 трижды выезжали в Италию. В 1770 Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж. Б. Мартини (больше известного как Падре Мартини, 1706-84), был избран в болонскую Филармоническую академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта». Позднее в Милане были поставлены серената «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла»; в них юный Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским оперным стилем. Следующая поездка в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для Моцарта должность при императорском дворе. В Вене Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по возвращении в Зальцбург — симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные по масштабам и по уровню мастерства и ознаменовавшие отказ 17-летнего композитора от облегченной, «дивертисментной» трактовки жанра симфонии. Не считая поездки в Мюнхен на премьеру оперы-буффа «Мнимая садовница» (начало 1775), период с 1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге, где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа. Среди сочинений этого времени — несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации).
     
     Мангеймская школа
    В сентябре 1777 Моцарт в сопровождении своей матери отправился в Мюнхен и Мангейм. За четыре месяца пребывания в Мангейме Моцарт сблизился с Кристианом Каннабихом (1731-1798) — видным представителем мангеймской школы, которая с середины 18 в. до конца 1770-х гг. диктовала музыкальную моду всей Европе. За это время Моцарт сочинил ряд произведений для фортепиано и для флейты, однако его чувства и мысли были заняты главным образом юной певицей Алоизией Вебер. Основная цель поездки — подыскать для Моцарта подходящую должность — осталась недостигнутой. Из Мангейма Моцарт и его мать, повинуясь воле оставшегося в Зальцбурге Л. Моцарта, выехали в Париж. Этот визит также не дал практических результатов, если не считать успеха 31-й симфонии («Парижской»), сочиненной с учетом вкусов местной публики. Пребывание Моцарта в Париже было омрачено смертью матери (3 июля 1778).
    На службе у архиепископа
    Между тем Л. Моцарт убедил князя-архиепископа Иеронима фон Коллоредо вновь взять его сына на службу, на этот раз в качестве не только концертмейстера, но и придворного органиста. Моцарт принял это назначение неохотно, главным образом ради отца. В новую должность он вступил в январе 1779. До конца 1780 Моцарт создал ряд произведений для церкви, в том числе «Коронационную мессу», а также несколько симфоний (выделяется Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, отмеченная мангеймским влиянием), оркестровых серенад, концертных арий и др. Однако основным предметом его устремлений оставался музыкальный театр, и он с радостью принял заказ на оперу-сериа для баварского придворного театра. В ноябре 1780 Моцарт выехал в Мюнхен, где провел ближайшие месяцы, сочиняя и готовя к постановке оперу «Идоменей, царь Крита» на сюжет из греческой мифологии. Все это время он переписывался с отцом, через которого сообщал о ходе работы своему либреттисту Дж. Вареско (жившему в Зальцбурге); эта переписка позволяет судить об особенностях подхода Моцарта к оперному жанру. Премьера «Идоменея» 29 января 1781 прошла с большим успехом. Партитура оперы отличается необычайно богатым, насыщенным и виртуозным оркестровым письмом (она создавалась для знаменитого мангеймского оркестра, который с 1778 находился в Мюнхене). Помимо разнообразных по форме и настроению арий и хоров, опера содержит глубоко выразительные речитативы и несколько ансамблей, в которых Моцарт впервые проявил свое мастерство многогранной и вместе с тем лаконичной обрисовки характеров.
     Семья Моцарта
    В роли свободного художника
    В марте 1781 архиепископ вызвал Моцарта в Вену, куда зальцбургский двор выехал для участия в торжествах по случаю вступления на императорский престол Иосифа II. В Вене недавний мюнхенский триумфатор вновь оказался в положении бесправного слуги архиепископа (последний ни разу не позволил Моцарту выступить в присутствии императора). Нежелание Моцарта терпеть произвол своего хозяина привело к росту напряженности в их отношениях; наконец, в мае Моцарт подал в отставку (или был изгнан) со службы. Поскольку надежды занять должность при императорском дворе не оправдались, Моцарт избрал жизнь свободного художника в городе, который он считал наилучшим местом для приложения своих талантов. В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публикацией своих произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах («академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 Моцарт получил незначительную должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал материальные трудности. 4 августа 1782 он женился на певице Констанце Вебер (1762-1842), сестре Алоизии.
    «Похищение из сераля» и шесть квартетов
    В 1782 в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. Выйдя далеко за рамки условностей традиционно незамысловатого жанра зингшпиля (немецкой простонародной комедии с музыкой), Моцарт создал произведение с большими и сложными ариями и яркой, сочной оркестровкой (отсюда знаменитое замечание императора: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»). «Похищение из сераля» имело большой успех и вошло в репертуар многих провинциальных трупп. Шесть масштабных, изобилующих контрастами и насыщенных полифонией струнных квартетов, созданных между 1782 и 1785, Моцарт посвятил Гайдну. Моцарт восхищался творчеством Гайдна (в частности, его Квартетами соч. 33). Гайдн, в свою очередь, говорил Леопольду Моцарту: «Ваш сын — величайший из композиторов, которых я знаю; у него есть вкус и, более того, есть совершенное знание композиторского ремесла».
    В 1782-86 одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. Неизменно оставаясь в рамках традиционной схемы из трех частей, Моцарт всякий раз наполняет ее новым содержанием. В каждом из концертов неповторимым образом сочетаются виртуозный блеск, лирика (часто с оттенком печали) и симфонический размах.
    Музыкальный театр — одна из вершин Моцарта
    В 1783 Моцарт дважды принимался за сочинение опер-буффа на итальянские либретто («Каирский гусь» и «Обманутый супруг»), однако оба раза прекращал работу в самом начале. Между тем динамичный буффонный жанр соответствовал художественным пристрастиям Моцарта в большей степени, чем чрезмерно «формализованный» жанр оперы-сериа. Моцарт особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Дж. Паизиелло (1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро. Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и разработкой характеров. За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790.
     Свадьба Фигаро
    В текстах Да Понте соблюдены обычные условности итальянской оперы-буффа и веселой драмы: переодевания, «ансамбли замешательства» и «финалы действия», комические ситуации во взаимоотношениях господ и слуг и т. д. Вместе с тем основная идея всех трех опер глубока и серьезна: в жизнь обычных, ничем не примечательных людей вторгается нечто, превосходящее их способность к пониманию и подвергающее тяжелому испытанию их нестойкие души. В опере «Дон Жуан» это «нечто» прямо персонифицировано в демоническом образе главного героя. Глубинное содержание всех трех опер наиболее выразительно воплощается в «ансамблях замешательства» и «ансамблях противоречия», где голоса персонажей-антагонистов сливаются в сложном и парадоксальном единстве.
    Последние годы
    Позднее инструментальное творчество Моцарта включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Пруссии, другие крупные камерно-инструментальные циклы, разнообразные пьесы. К этому же периоду относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и симфонии №№ 39-41, составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую музыку Моцарта. Если в 39-й симфонии преобладают лирические, а в 40-й симфонии — трагические настроения, то величественная 41-ая симфония («Юпитер») по богатству контрастов и сложности полифонического языка не имеет себе равных во всей симфонической музыке 18 в. Последними опытами Моцарта в концертном жанре стали 27-й концерт для фортепиано с оркестром и Концерт для кларнета с оркестром; в обоих преобладает мягкий, умиротворенный тон.
     Симфония № 40
     Портрет 1789 года
    В последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790; здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт, получивший название «Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу (август 1791) также была связана с коронационными торжествами, для которых он написал сравнительно традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении в Вену Моцарт завершил начатую еще весной 1791 «Волшебную флейту». В этом произведении, предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются жанровые признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи), лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784).
    Реквием
    Летом 1791 Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни (по-видимому, от почечной недостаточности), успев написать только первые шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием был завершен его учеником Ф. К. Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора. В последнее время версия Зюсмайра неоднократно пересматривалась, однако она все еще остается самой популярной.
     Реквием
    Поскольку Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле. Вдова пережила его на 51 год. В 1799 она передала рукописи Моцарта И. А. Андре (1775-1842), издателю посмертного собрания его сочинений. В 1809 Констанца вышла замуж за датского дипломата Г. Н. Ниссена (1761-1826), который с ее помощью написал биографию Моцарта.
     Памятник Моцарту в Вене
    Каталог произведений Моцарта, составленный Л. фон Кехелем (1-е издание 1862; исправленное издание под редакцией А. Эйнштейна, 1937), включает свыше 600 позиций, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфонию (не считая Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и нескольких юношеских симфоний, не входящих в основную нумерацию), 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных концертов, 8 концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, 6 струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.
    Из шести детей Моцарта четверо умерли в младенчестве. Его старший сын, Карл Томас (1784-1858), не стал музыкантом. Младший сын, Франц Ксавер (или Вольфганг Амадей-младший, 1791-1844), был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, в том числе у Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) и Антонио Сальери (1750-1825), долгие годы жил в Лемберге (ныне Львов), в 1838 вернулся в Вену. Сочинял музыку для фортепиано (концерты, сонаты, вариации), ансамбли с участием фортепиано, романсы и песни.
    Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.

@zonanot

Generated with Avocode.