В данном разделе представлены музыкальные термины наиболее часто используемые в музыке. Добро пожаловать в наш музыкальный словарь!
Если Вы знаете музыкальные термины, которых здесь нет, присылайте администратору на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., мы обязательно добавим их в музыкальный словарь и укажем автора.
Подкатегории
А
Аккомпанемент (фр. accompagnement - сопровождение) - музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Аккорд (ит. accordo, фр. accord - согласие) - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. Аккорды подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).
Акт (лат. actus - действие) - относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом - антрактом. Иногда Акт делится на картины.
Ансамбль (фр. ensemble - вместе) - 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.
Антифон – форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.
Антракт (фр. entr’acte - букв, междудействие) - 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра).
Апподжиатура – украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется кратко перед сильной долей (в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю).
Аранжировка (переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).
Ариетта (ит. arietta) - небольшая ария.
Ариозо (ит. arioso - вроде арии) - разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами.
Ария (ит. aria - песня) - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы. Иногда Ария состоит из нескольких контрастных разделов. Разновидности Арии - ариетта, ариозо, каватина, кабалетта, канцона, монолог и т. д.
Арпеджио – аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.
Атональность – термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.
Б
Балет (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкалъно-хореографический жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.
Баллада (фр. ballade, ит. ballare - танцевать) - первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни; затем - литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX века Баллада - обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.
Баритон (греч. barytono - тяжелозвучный) - мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название - высокий бас.
Баркарола (от ит. barca - лодка, barcaruola - песня лодочника) - род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Баркаролы - гондольера (от ит. gondola - венецианская лодка).
Бас (ит. basso - низкий, греч. basis - основа) - 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).
Бекар – знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Бемоль и дубль-бемоль – знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Болеро (исп. bolero) - испанский танец, известный с конца XVIII века, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.
Былина - произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Былина носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.
В
Вальс (фр. valse, нем. Walzer) - танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. Вальс танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный - от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям Вальс получил с середины XIX века широкое распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных - сольных и ансамблевых произведений.
Вариации (лат. variatio - изменение) - музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Вводный тон – седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).
Вибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.
Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Водевиль (фр. voix de ville - голос города) - веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.
Вокализ (от лат. vox - голос) - музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; иногда Вокализ имеет художественное значение.
Вокальная музыка (от ит. vocale - голосовой) - музыка для пения - сольного, ансамблевого или хорового с аккомпанементом или без него.
Вокальный цикл – понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом.
Вступление - начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.
Высотность – относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.
Г
Гавот (фр. gavotte) - старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в танцевальной сюите. Музыка Гавота энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.
Гармония (греч harmonia - соразмерность, согласованность) - 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).
Гексахорд – диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д"Aреццо.
Гетерофония – тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.
Гимн (греч. hymnos) - торжественное хвалебное песнопение.
Гокет – тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.
Головной регистр – самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.
Голос – 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.
Гомофония – тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.
Гротеск (фр. grotesque - причудливо, уродливо, странно) - художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.
Григорианское пение – литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение.
Гриф – у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.
Грудной звук – использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.
Группетто – тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как ~.
Гусли (от древнерусск. гусель - струна) - старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Гуслях - гусляр.
Д
Двойная трель – одновременная трель на двух высотных уровнях.
Двойной метр – метр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую – сильное, на четвертую – слабое.
Двойной язычок – техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков «т-к»).
Двойные ноты – одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).
Джаз – один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.
Декламация - художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Декламация музыкальная - верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций - повышений, понижений, акцентов и т. д. - выразительной человеческой речи.
Деревянные духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.
Децимет (от лат. decimus - десятый) - оперный или камерный ансамбль десяти участников.
Диалог (греч. dialogos - разговор между двумя) - сцена-беседа двух действующих лиц оперы; перекличка чередующихся кратких музыкальных фраз, как бы отвечающих друг другу.
Диапазон – 1) в средневековой теории музыки – октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.
Диатоника – семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.
Диез и дубль-диез (x) – знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Дивертисмент (фр. divertissement - увеселение, развлечение) - музыкальное произведение, построенное наподобие сюиты, состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных, номеров. Дивертисмент - также отдельная инструментальная пьеса развлекательного характера.
Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
Дискант – 1) вид многоголосия 12–15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России – в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).
Диссонанс – нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс – исторически изменяющееся понятие.
Доминанта – пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).
Драматургия - литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XX веке термин Драматургия стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Драматургия музыкальная - совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.
Дума, думка - повествовательная украинская народная песня свободного речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Дума посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.
Духовой оркестр - оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью.
Духовые инструменты - инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Духовые инструменты разделяются на медные и деревянные духовые инструменты. К числу Духовых инструментов принадлежит также орган.
Дуэт (от. лат. duo - два) - оперный или камерный ансамбль двух участников.
Дуэттино (ит. duettino) - маленький дуэт.
Ж
Жанр (фр. genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический), составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена - бытовая сцена.
З
Задержание – один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.
Запев - начало хоровой песни, исполняемое одним певцом - запевалой.
Затакт – один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.
Звукопись – прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке; например, восходящее гаммообразное движение на слова «и восшел на небеса».
Зингшпиль (нем. Singspiel от singen - петь и Spiel - игра) - род комической оперы, сочетавшей разговорные диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие Зингшпиль получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIII и нач. XIX веков.
И
Идиофон – инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).
Имитация – повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.
Импрессионизм – художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма – К.Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.
Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Инверсия, обращение – 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до – ре – ми ѕ ми – ре – до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до – ми – соль является секстаккорд ми – соль – до.
Инструментовка, оркестровка – искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля; то же, что оркестровка.
Интервал – музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.
Интонация – 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).
Интермедия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий эпизод между двумя проведениями темы в фуге, проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.
Интермеццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.
Интродукция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная увертюра, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо пьесы, обладающий своим темпом и характером музыки.
К
Кабалетта (от ит. cabalare - фантазировать) - небольшая оперная ария, часто героически-приподнятого характера.
Каватина (ит. cavatina) - разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых контрастов.
Каданс – завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный (субдоминанта – тоника).
Каденция – в инструментальном концерте для солиста с оркестром – виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.
Камерная музыка (от ит. camera - комната) - музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.
Канон (греч. kanon - правило, образец) - род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.
Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные Канты бодрого маршеобразного характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.
Кантата (от ит. cantare - петь) - большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров - арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории Кантата отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.
Кантилена (лат. cantilena - распевное пение) - широкая певучая мелодия.
Канцона (ит. canzone - песня) - старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии - название инструментальных пьес певучего лирического характера.
Канцонетта (ит. canzonetta - песенка) - маленькая канцона, напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера.
Картина - 1. В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки.
Кастрат – мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.
Квартет (от лат. quartus - четвертый) - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.
Квартоль – деление ритмической доли на четыре равные части.
Квинтет (от лат. quintus - пятый) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.
Квинтоль – деление ритмической доли на пять равных частей.
Клавесин – струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.
Клавикорд – небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.
Клавир (сокр. нем. Klavierauszug - фортепианное извлечение) - переработка, переложение для фортепиано произведения, написанного для оркестра или ансамбля, а также оперы, кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий).
Кластер – диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.
Ключ – 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.
Ключевые знаки – бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор
Кода (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.
Колоратура (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.
Колорит (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств.
Колядка - общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).
Композитор (лат. compositor - сочинитель, составитель, создатель) - автор музыкального произведения.
Композиция (лат. compositio - составление, расположение) - 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.
Консонанс – созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.
Контральто (ит. contralto) - самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт.
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum - точка против точки, то есть нота против ноты) - 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих мелодий, то же, что полифония.
Контраст (фр. contraste - противоположность) - яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный Контраст осуществляется при помощи темповых, динамических, тональных, регистровых, тембральных и иных противопоставлений.
Контрафагот – большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.
Концерт (от лат. concertare - состязаться, ит. concerto - согласие) - 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.
Контртенор – очень высокий мужской голос (выше тенора).
Концертино – в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.
Концертмейстер – 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.
Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в музыкальном развитии.
Куплет (фр. couplet - строфа) - повторяемая часть песни.
Купюра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода, в опере - сцены, картины или акта.
Л
Лады – 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических («по белым клавишам») модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах – автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы – дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. См. ЛАДЫ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.
Larghetto (ларгетто) – 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Largo (ларго) – буквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato (легато) – обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.
Leggiero (леджиеро) – обозначение выразительности: легко, грациозно.
Лезгинка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.
Лейтмотив (нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.
Lento (ленто) – обозначение темпа: медленно.
Лендлер (нем. Landler) - немецкий и австрийский танец народного происхождения, предшественник вальса, живого, но не быстрого движения; размер 3/4.
Либретто (ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Либретто - либреттист.
Лирическая опера (opera lyrique) – термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между «большой оперой» (grand op?ra) и «комической оперой» (op?ra comique).
L"istesso tempo (листэссо тэмпо) – «в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.
Лютня – струнный щипковый инструмент.
М
Мадригал (ит. madrigale) - европейская многоголосная светская песня XVI века, изысканного характера, обычно любовного содержания.
Мажор и минор – термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.
Мазурка (от польск. mazur - житель Мазовии) - польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным ритмом; размер 3/4.
Марш (фр. marche - ходьба, шествие) - жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. Марш бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.
Мануал – клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.
Marcato (маркато) – обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.
Медианта – III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.
Медные духовые инструменты - духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. Медные духовые инструменты являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа Медные духовые инструменты пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.
Мейстерзингеры (нем. Meistersinger - мастер пения) - в средневековой Германии (XIV-XVII века) цеховые музыканты.
Мелизмы (украшения) – 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.
Мелодекламация (от греч. melos - песнь и лат. declamatio - декламация) - выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.
Мелодия (греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Мелодрама (от греч. melos - песнь и drama - действие) - 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.
Менуэт (фр. menuet) - старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке - придворный танец, в конце XVIII века введен в симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.
Месса (фр. messe, лат. missa) - крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов-солистов, написанное на религиозный латинский текст. Месса - то же, что католическая обедня, литургия.
Меццо-сопрано (от ит. mezzo - срединный и soprano) - женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццосопрано в хоре - то же, что альт.
Миниатюра (ит. miniatura) - небольшая оркестровая, вокальная или инструментальная пьеса.
Модальность – способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»).
Moderato (модерато) – обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.
Монолог (от греч. monos - один, речь, произносимая одним лицом) в музыке - одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. Монолог, как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов.
Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.
Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса) – распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон).
Музыкальная драма - первоначально то же, что опера. В распространенном значении - один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.
Музыкальная комедия - то же, что оперетта.
Н
Настройка – процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.
Неаккордовый звук – звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.
Невматический стиль – в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов – в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.
Невмы – знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.
Неоклассицизм – одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма.
Non troppo (нон троппо) – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро.
Ноктюрн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.
Номер - наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы, балета или оперетты.
Нонет (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.
Нота – графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.
Нотный стан – совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.
– совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.
О
Обертоны – призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.
Obligato (облигато) – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.
Ода (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - вокального) торжественного хвалебного характера.
Октава – интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2.
Октет (от лат. octo - восемь) - ансамбль восьми участников.
Опера (ит. opera - действие, произведение, от лат. opus - труд, творение) - синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). Опера делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера распространилась в Европе в XVII веке, в России - с середины XVIII века. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, Опера-буффа, Опера комическая, Опера лирико-драматическая, Опера лирическая французская, Опера нищих, Опера-сериа, Опера эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития Опера стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.
Опера большая французская (фр. grand opera) - разновидность, получившая распространение в середине XIX века, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.
Опера-буффа (ит. opera-buffa) - итальянская комическая опера, возникшая в первой половине XVIII века. Опера-буффа основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной «комедии масок» (comedia del arte), Опера-буффа отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIII и первой половины XIX века.
Опера комическая - общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII века под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. Опера комическая в различных странах носила различные наименования: в Италии - опера-буффа, в Германии и Австрии - зингшпиль, в Испании - тонадилья, в Англии - опера нищих, или балладная, песенная опера. Опера комическая - общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.
Опера лирико-драматическая - разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIX века. Для Опера лирико-драматическая характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.
Опера лирическая французская - собственное наименование французской лирико-драматической оперы.
Опера нищих (англ. beggars opera) - английская разновидность комической оперы, в которой широко использовались народные песни-баллады.
Опера-сериа (ит. opera seria - серьезная опера, в отличие от комической) - итальянская опера XVIII века, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, Опера-сериа отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.
Опера эпическая - разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса - сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка Опера эпическая выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру Оперы эпической примыкает также опера-сказка.
Оперетта (ит. operetta - маленькая опера) - театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII века. Европейской Оперетте XIX века свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве Оперетта чаще именуется музыкальной комедией.
Opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.
Оратория (от лат. oratoria - красноречие) - крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе Оратории лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет Оратории воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда разделяемых речитативами.
Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.
Органный пункт, педаль – выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.
Органум – форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.
Оркестр (от греч. orchestra - в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в Оркестре исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры разделяются на симфонические оркестры, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Оркестровка - создание оркестровой партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. Оркестровка - то же, что инструментовка.
Основной тон – главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).
Ostinato (остинато) – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах).
П
Пандиатоника – стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.
Параллельное движение – восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).
Параллельные аккорды – восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.
Параллельные мажор и минор – мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).
Пародия (греч. parodia, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.
Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.
Партия (от лат. pars - часть) - часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Пастораль (от. лат. pastoralis - пастушеский) - музыка, музыкальная пьеса или театральная сцена, выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая спокойные картины природы и идеализированной безмятежной сельской жизни (ср. идиллия).
Пауза – термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.
Пентатоника – пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.
Перекрестный ритм – одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.
Перечение – близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.
Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для Песни характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная Песня, отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, - основной источник музыкального искусства. В развитии народной Песни и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях Песня широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле Песня - небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо; сокращенно: pp.
Piano (пиано) – тихо; сокращенно: p.
Piu (пиу) – больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее.
Pizzicato (пиццикато) – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.
Плагальный – 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.
Подголосок - более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых Подголосков - характерная особенность русской народной хоровой музыки.
Полифония (от греч. poly - много и phone - голос, букв, многоголосие) - 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что контрапункт.
Прелюдия, прелюд (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.
Премьера - первое представление оперы, балета, оперетты на театральной сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).
Припев - часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.
Причет, причитания - песня-плач, один из распространенных в дореволюционной России жанров народной песни; имеет обычно характер скорбно-взволнованного речитатива.
Пролог (от лат. prae - перед и греч. logos - слово, речь) - вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование; иногда Пролог знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.
Р
Развитие музыкальное - движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Развитие музыкальное - важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Развитие музыкальное осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.
Разработка – развитие музыкальной идеи путем вычленения фрагментов тем, изменения тональностей тем, их расширения, разного рода сочетаний между собой и т.д. Разработкой называется также второй, развивающий раздел сонатной формы (сонатного аллегро).
Разрешение – движение от диссонанса к консонансу.
Ракоход – возвратное, от конца до начала, движение темы.
Rallentando (раллентандо) – обозначение темпа: постепенно замедляя.
Распев, роспев – система монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий.
Регистр – 1) группа органных труб, создающих определенный тембр; 2) определенный участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет).
Реквием (от лат. requiem - покой) - монументальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра. Первоначально Реквием - траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Реквием утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.
Реприза – заключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в заключительном разделе разных форм – например, трехчастной.
Респонсорий – песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в музыке разных стилей.
Рефрен – 1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев – вторая, неизменяемая половина куплета в куплетной форме (например, в песне).
Речитатив (от лат. recitare - читать, декламировать) - омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в арию, подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Речитативе воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Речитатива - Речитатив-secco («сухой», сопровождаемый редкими отрывистыми аккордами оркестра или чембало), Речитатив-accompagnato («аккомпанируемый», звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Речитатив-obligato («обязательный», что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).
Ригодон (фр. rigodon, rigaudon) - старинный провансальский (Франция) танец XVII-XVIII веков, живого, бодрого движения; размер 4/4 или 2/3 с одночетвертным затактом.
Ритм (от. греч. rythmos - мерное течение) - организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Ритурнель – буквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов, исполнявшихся солирующими инструментами).
Рококо – стиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий.
Романс (фр. romance) - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Романса нередко включает элементы речитатива.
Рондо (фр. rondeau от ronde - круглая, название старинной французской хоровой песни) - форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).
Rubato (рубато) – гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.
Ряд, серия – основная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может состоять из разного числа неповторяющихся звуков.
С
Сарабанда (исп. zarabanda) - старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр Сарабанда часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.
Свинг – стиль танцевальной джазовой музыки для оркестра типа биг-бенд, популярный в конце 1930-х и начале 1940-х годов.
Связка – фрагмент второстепенного содержания, часто модулирующий, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому.
Сегидилья (исп. seguidilla) - быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.
Секвенция – повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.
Секстет (от лат. sextus - шестой) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль семи участников
Секстоль – деление ритмической доли на шесть равных частей.
Септет – ансамбль из семи исполнителей (у каждого своя партия) или сочинение для этого состава
Серенада (от. ит. sera - вечер, букв, «вечерняя песня») - первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем - произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии Серенада - название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.
Сериализм, сериальность – техника композиции, при которой в качестве основы используется набор неповторяющихся звуков (классический вариант – 12 звуков, но может быть и меньше) и все сочинение состоит из непрерывного повторения этого набора – серии или нескольких серий; по тому же принципу организуются ритм, динамика, тембр и т.д. Простейший, исходный вариант сериальности – додекафония, в которой учитывается только звуковысотный фактор.
Силлабический – стиль вокального письма, при котором на один слог приходится один звук (без внутрислоговых распевов).
Симфония (от греч. symphonia - созвучие) - монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. Симфония, как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть Симфонии обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая - лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья - менуэт, скерцо или вальс - в оживленном танцевальном движении. Четвертая - финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.
Синкопа – перенос акцента с ударной доли на безударную.
Синтезатор – электронный музыкальный инструмент.
Скерцо (ит. scherzo - шутка) - небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX века Скерцо вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.
Скоморохи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.
Соло (ит. solo - один, единственный) - самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель Соло - солист
Сольмизация – система слогового наименования нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сольфеджио – 1) вокальные упражнения, поющиеся на гласные или на слоги; 2) одна из дисциплин музыкально-теоретического курса.
Соната (от ит. sonare - звучать) - 1. В XVII веке - название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века - название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому.
Сонатное аллегро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, - выдержанные в быстром (allegro) темпе. Форма Сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях; разработка - развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов; реприза - повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма Сонатное аллегро сложилась к середине XVIII века и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов, инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических поэмах, концертных и оперных увертюрах, а в отдельных случаях и в развернутых оперных ариях (например, ария Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила»).
Сопрано (от ит. sopra - наверху, выше) - самый высокий женский голос. Сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.
Составной двудольный метр – метр (размер), для которого характера группировка метрических долей по три (6/4 или 6/8).
Составной трехдольный метр – метр (размер), для которого характерны три группы по три метрические доли в каждой (9/6 или 9/8).
Sostenuto (состэнуто) – обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.
Sotto voce (сотто вочэ) – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.
Соул – один из стилей американской популярной музыки, имеющий в основе негритянские фольклор и духовное пение.
Спинет – в 17 и 18 вв. разновидность клавесина небольшого размера, а также маленькое пианино.
Spiritoso (спиритозо) – с воодушевлением.
Staccato (стаккато) – отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой.
Stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста.
Стиль (в музыке) - совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.
Стретта – 1) в фуге, особенно в ее заключительном разделе, – изложение полифонической темы в виде простой или канонической имитации, при котором имитирующий голос вступает до окончания темы в начинающем голосе; 2) ускорение темпа действия и темпа музыки в финалах итальянских опер.
Струнные инструменты - инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения Струнные инструменты делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).
Субдоминанта – буквально «ниже доминанты»: IV ступень в мажоре или миноре (например, фа в до мажоре).
Субмедианта – буквально «ниже медианты»: VI ступень в мажоре или миноре (например, ля в до мажоре).
Sul ponticello (суль понтичелло) – буквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего звука.
Sul tasto (суль тасто) – буквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука.
Сурдина – приспособление, позволяющее приглушить, смягчить звучание некоторых инструментов.
Сцена (лат. scena от греч. skene - шатер, палатка). - 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины.
Сценарий (ит. scenario) - более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе Сценария создается либретто оперы.
Semibreve (сэмибреве) – целая нота.
Semplice (сэмпличэ) – обозначение выразительности: просто.
Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо.
Senza (сэнца) – без; senza sordino – снять сурдину.
Сюита (фр. suite - ряд, последовательность) - название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно Сюита представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда - извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).
Т
Табулатура – распространенные в эпохи Возрождения и барокко системы нотации для таких инструментов, как орган, клавесин, лютня и гитара; в табулатурах используется не пятилинейная нотация, а разнообразные знаки – цифры, буквы и т.д.
Такт – единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.
Тарантелла (ит. tarantella) - очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.
Театральная музыка – музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы; в 19 в. обычно сочинялись увертюра и антракты.
Тема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).
Тембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).
Темперация – выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения, барокко, классицизма и т.д.).
Тенор – 1) вторая снизу партия в четырехголосном письме; 2) высокий мужской голос; 3) разновидность инструментов соответствующего регистра – например, теноровый саксофон; 4) в средневековой полифонии тенором назывался голос, в котором крупными длительностями излагалась основная (часто заимствованная) тема композиции (cantus firmus).
Терцет (от лат. tertius - третий) - оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Терцет - трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.
Тесное расположение – расположение аккорда, при котором составляющие его тона находятся в максимальной близости друг от друга.
Тесситура – основной диапазон голоса или инструмента (без самых крайних регистров).
Тетрахорд – четырехступенный звукоряд в диапазоне кварты.
Тон – 1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до – ре).
Тональность – 1) высотное положение лада – например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. Термин «тональность» употребляется как антоним термина «модальность», связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.
Тоника – основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до – ми – соль в до мажоре).
Транскрипция, обработка, переложение – приспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, – например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. Транскрипцией может называться и переработка произведения для того же, что в оригинале, инструмента – например, с целью придания ему большей виртуозности.
Транспозиция, транспонирование – перенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность.
Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до – ми – соль.
Трель – очень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr.
Тремоло – быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне.
Трехдольный метр, размер – размер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых.
Триоль – деление ритмической доли на три равные части.
Тритон – интервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями; в Средневековье тритон считался запрещенным интервалом.
Тройной язычок – техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (труба, валторна, флейта), аналогичная двойному язычку, но подобная произнесению звуков «т-к-т» в быстрых триольных пассажах.
Трио (ит. trio от tre - три) - 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.
Трубадуры, труверы - рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.
Трувер – в Северной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.
Tutti (тутти) – все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.
Tempus perfectum, tempus imperfectum (лат.) – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения.
Tenuto (тэнуто) – выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.
Terraced dynamics (англ.) – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко.
У
Увеличение – изложение мотива или темы при их повторении более крупными длительностями.
Увертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.
Ударные инструменты - музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. Ударные инструменты бывают: 1) с определенной высотой звука - литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты - тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д.
Украшения – одна нота или группа нот, которые записываются мелким шрифтом и прибавляются к основной мелодии с целью ее «расцвечивания», «украшения».
Уменьшение – сокращение, обычно вполовину, длительностей при повторении мотива или темы.
Унисон – 1) теоретически – нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 2) практически – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.
Ф
Фактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.
Фальцет – самый верхний регистр мужского голоса, в котором используется головной резонатор и который расположен выше основного диапазона.
Фанданго (исп. fandango - испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах; размер 3/4.
Фантазия (греч. phantasia - воображение, вообще вымысел, выдумка) - виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVII веке импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis - описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.
Фанфара – 1) более или менее протяженная мелодия, исполняемая трубами или другими инструментами того же типа; в фанфаре обычно используются ходы по трезвучиям; 2) медный духовой инструмент.
Фермата – свободная пауза или задерживание звука или аккорда; фермата обозначается значком или .
Финал – последняя часть многочастного инструментального цикла (в классической традиции – быстрая и оживленная) или заключительный ансамблевый раздел всей оперы или отдельного ее акта.
Fine (фине) – конец (традиционное обозначение в партитуре).
Фольклор (от. англ. folk - народ и lore - учение, наука) - совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.
Форма музыкальная (лат. forma - внешний вид, очертания) - 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Форма в узком значении. 2. Форма музыкальная в узком значении - исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Форма трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Форма построения сюитного, сонатного и симфонического циклов.
Forte (форте) – обозначение выразительности: громко; сокращенно .
Фортепиано – название самого распространенного современного клавишного струнного инструмента, относящееся к его разновидностям –пианино и роялю.
Fortissimo (фортиссимо) – очень громко; сокращенно .
Форшлаг – украшение, состоящее в исполнении перед основным звуком очень краткого дополнительного звука.
Фраза – фрагмент мелодии, который по значению можно сравнить с речевым предложением (или с придаточным в сложном предложении).
Фразировка – ясное, выразительное исполнение музыкальной фразы и всех элементов, определяющих смысл музыкальной речи, с помощью гибких изменений темпа, динамики, расстановки акцентов и т.д.
Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.
Фугетта (ит. fugetta - маленькая фуга) - фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития
Фугированный – использующий некоторые приемы фуги, чаще всего имитации, например фугированное аллегро.
Фуриант (чешское, буквально - гордец, зазнайка) - стремительный темпераментный чешский народный танец; размер переменный - 2/4, 3/4.
Х
Хабанера (исп. habanera - букв, гаванская, от Гавана) - испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.
Хор (от греч. choros) - 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.
Хорал (от греч. choros) - 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.
Хордофон, струнный инструмент – инструмент, в котором звук возникает в результате колебания струны.
Хота (исп. jota) - испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4.
Хроматизм – употребление альтерированных (не принадлежащих к основному звукоряду) звуков.
Хроматическая гамма – гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве).
Ц
Целотоновая гамма – звукоряд, состоящий из целых тонов, т.е. представляющий собой октаву, поделенную на шесть равных частей.
Цикл музыкальный (от греч. kyklos - круг, кругооборот) - совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе музыкального цикла лежит принцип контраста. Главные разновидности - сонатно-симфонический Цикл, сюитный Цикл; к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема.
Цифрованный бас – принятая в эпоху барокко сокращенная запись аккордового аккомпанемента с помощью цифр, которые помещались над или под нотами басового голоса. Исполнитель на инструментах гармонического типа (клавесин, орган, лютня) мог с помощью цифровой записи воспроизводить полную гармоническую фактуру произведения.
Ч
Chantey, shanty (англ.) – трудовые песни английских и американских матросов, исполнявшиеся в определенном ритме для облегчения работы.
Часть – относительно самостоятельный раздел крупной музыкальной формы, обычно с отчетливо выраженными началом и завершением.
Чембало (ит. cembalo, claviecembalo) - итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII-XVIII веках Чембало входило в состав оперного или ораториального оркестра, сопровождая исполнение речитативов.
Четвертитон – интервал, равный половине полутона.
Э
Экосез (фр. ecossaise - «шотландка») - шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4.
Экспозиция – первый раздел целого ряда форм, прежде всего фуги и сонатной формы, в котором представляется (экспонируется) тематический материал всей композиции.
Экспрессия (от лат. expressio - выражение) в музыке - повышенная выразительность.
Элегия (греч. elegia от elegos - жалоба) - пьеса печального, задумчивого характера.
Энгармонизм – при равномерной темперации возможность записи одного и того же звука разными способами: например ля-диез и си-бемоль.
Эпиграф (греч. epigraphe - бувк. надпись на памятнике) - заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.
Эпизод (греч. epeisodion - происшествие, событие) - небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.
Эпилог (греч. epilogos от epi - после и logos - слово, речь) - заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.
Эпитафия (греч. epitaphios) - надгробное слово.