классическая музыка

  • Скачать Ноты для фортепиано "Цикл "Времена года. Зима (Фа минор. F-moll)"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Цикл "Времена года. Лето (Соль минор G-moll)"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Цикл "Времена года. Осень (Фа мажор F-durl)"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Вторая ария Калафа из оперы "Турандот"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Выздоровевший в Hoffnung"

  • Скачать Ноты для фортепиано "Выход Чио-Чио-Сан из оперы "Мадам Баттерфляй"

  • ГАЙДН (Haydn) (Франц) Йозеф (31 марта 1732, Рорау — 31 марта 1809, Вена), австрийский композитор, представитель венской классической школы.

    Биография

    В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет), формы ( сонатная форма ), сложился классический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широта фольклорных связей. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, опер.

    Годы странствий
    Сын колесного мастера, Йозеф с ранних лет учился пению и около 1740 был принят в хор знаменитого венского собора святого Стефана, где оставался примерно до 1750. В эти же годы овладел игрой на нескольких музыкальных инструментах. Затем около десяти лет вел жизнь независимого музыканта: зарабатывал игрой на скрипке, органе, клавесине, работал аккомпаниатором у известного итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры (1686-1768), который поощрял занятия Гайдна композицией. К этому периоду относится несколько произведений Гайдна для церкви и для различных камерно-инструментальных составов, а также музыка к зингшпилю «Хромой бес» (1752, утеряна).

    У знаменитого мецената
    Около 1759-61 Гайдн служил музикдиректором у графа Морцина, после чего занял должность вице-капельмейстера при дворе князя Пауля Антона Эстерхази, представителя знаменитой аристократической семьи венгерского происхождения. Должность капельмейстера перешла к Гайдну после смерти занимавшего ее Г. Й. Вернера (1693-1766) — одного из наиболее значительных австрийских композиторов своего времени. В обязанности Гайдна входило руководство ансамблем из 15—20 музыкантов и сочинение музыки по требованию работодателя, которым с 1762 был младший брат Пауля Антона, князь Николаус Эстерхази, прозванный «Великолепным».
    Первоначально деятельность Гайдна проходила в Айзенштадте — родовом замке Эстерхази в 30 км к юго-востоку от Вены. Около 1767 княжеский двор переехал в Эстерхазу — новую резиденцию, построенную на берегу озера Нойзидлер-Зе, вдали от культурных центров. В первые годы службы Гайдн сочинял преимущественно инструментальную музыку, в том числе симфонии и другие пьесы, предназначенные для княжеской «обеденной музыки» (Tafelmusik) и для концертов, устраивавшихся в замке дважды в неделю. Среди произведений этих лет выделяется триптих симфоний «Утро», «Полдень» и «Вечер и буря» (1761). Поскольку князь Николаус играл на так называемом баритоне (струнном инструменте типа виолончели), Гайдн много писал для этого инструмента; за 10 лет он сочинил около 125 трио с участием баритона. Этим же периодом датируются немногочисленные кантаты и произведения для церкви. После смерти Вернера церковная музыка заняла в творчестве Гайдна более существенное место; с 1768, когда в Эстергазе открылся новый театр, Гайдн много работал также в оперном жанре.

     Симфонический период
    В конце 1760-х — начале 1770-х годов Гайдн отходит от развлекательной, «дивертисментной» разновидности жанра симфонии. Его лучшие симфонии этого периода отличаются серьезностью и драматизмом; в их эмоциональном строе сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти 18 в. существенно повлияло на литературу и искусство немецкоговорящих стран. Особенно примечательны минорные симфонии №№ 26 («Жалоба»), 39, 49 («Страдание»), 44 («Траурная»), 45 («Прощальная»), 52. Период «бури и натиска» отмечен размолвками между Гайдном и князем Николаусом, которого не удовлетворял чрезмерно трагический, по его мнению, тон гайдновской музыки. Тогда же Гайдн написал 18 струнных квартетов, составивших опусы 9, 17 и 20 (так называемые «Солнечные квартеты»); по-видимому, импульсом для их создания послужил заказ извне (до конца 1770-х годов Гайдн мог сочинять для других заказчиков только с разрешения Эстерхази). По сравнению с предшествующими камерно-инструментальными ансамблями Гайдна, они характеризуются более смелым, масштабным и изощренным письмом; по существу, с них началась история жанра струнного квартета в его классической разновидности. В эти годы начали складываться характерные для зрелого творчества Гайдна типы инструментального цикла и сонатной формы. В его сонатных allegri контраст между темами главной и побочной партий в экспозиции чаще всего выражен относительно умеренно, а разработка обширна, активна, насыщена полифонией; полифонический элемент играет большую роль и в его финалах, осложняя и обогащая развитие их оживленных танцевальных тем.

    Оперы

     Среди опер Гайдна выделяются «Аптекарь» (к открытию нового театра, 1768), «Обманутая неверность» (1773) и «Лунный мир» (1777). В 1779 театр в Эстерхазе сгорел; к открытию восстановленного здания (1781) Гайдн написал оперу «Вознагражденная верность». До конца 1770-х годов Гайдн писал главным образом итальянские оперы-буффа; его предпоследняя опера для Эстерхазы, «Роланд-паладин» (1782), относится к смешанному героико-комическому жанру, а последняя «Армида» (1784) — к жанру оперы-сериа. Хотя оперы Гайдна никогда не пользовались особым успехом за пределами Эстерхазы, его известность росла, а издатели всех крупнейших европейских центров охотно печатали его произведения. По условиям нового договора Гайдна с князем Эстерхази последний утратил исключительные права на его музыку.

    Русские квартеты
    В 1780-х годах слава Гайдна возросла благодаря фортепианным трио и сонатам, новым симфониям (№№ 76—81 были опубликованы в 1784-85, а №№ 82—87 сочинены в 1785-86 по заказу концертной организации из Парижа) и струнным квартетам. Большим успехом пользовались 6 квартетов соч. 33, опубликованные в 1782 и посвященные великому князю Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I (отсюда популярное название этих квартетов — «Русские»). Сам Гайдн отмечал, что они написаны «в совершенно новой манере». Возможно, при этом имелись в виду такие их особенности, как оригинальная манера использования инструментов, беспрецедентная интенсивность тематического развития, включение скерцо в состав цикла.

     Новый этап
    В 1787 появились 6 квартетов соч. 50, посвященные королю Пруссии и, судя по всему, написанные под влиянием квартетов Моцарта, которого Гайдн считал первым композитором мира (Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов, созданных между 1782 и 1785). Вскоре последовали квартеты соч. 54—55 и 64. Все эти произведения знаменуют собой начало нового этапа творческой эволюции Гайдна; они характеризуются стройной и логичной формой, изобретательной и остроумной мотивной работой, гибким мелодизмом, богатством контрастов. Среди других произведений, сделавших имя Гайдна известным за пределами Центральной Европы, — оркестровый пассион «Семь слов Спасителя на кресте», предназначенный для исполнения в соборе испанского города Кадиса в дни Страстной недели (около 1785), и концерты и ноктюрны для колесных лир, написанные по заказу короля Неаполя (около 1790). Впоследствии Гайдн переложил «Семь слов» для струнного квартета (это переложение поныне пользуется широкой известностью) и для хора и оркестра.

    Международное признание

    В 1790 Николаус Эстерхази умер. Его сын Антон отменил оперные постановки и распустил оркестр, однако сохранил за Гайдном звание и жалование капельмейстера. Теперь Гайдн получил возможность жить в Вене и выезжать в другие страны. Лондонский импрессарио и скрипач Иоганн Петер Заломон (1745-1815) пригласил его в Англию для работы над оперой, симфониями и другими произведениями. Гайдн совершил две длительные поездки в Лондон: в 1791-92 и 1794-95. Здесь он сочинил и с огромным успехом исполнил свои 12 последних симфоний (№№ 93—104); в Лондоне были написаны также Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, ряд хоров, фортепианных сонат и трио, песни (в том числе канцонетты на английские слова поэтессы Э. Хантер), обработки британских народных песен, предназначенные для лондонских и эдинбургских нотоиздателей. Премьера оперы-сериа «Душа философа» (на сюжет мифа об Орфее, 1791) не состоялась из-за закулисных интриг. В Англии Гайдн был окружен всяческими почестями; он удостоился степени почетного доктора Оксфордского университета (на церемонии была сыграна его Симфония № 92, так называемая «Оксфордская»), выступал перед королевской семьей. Одним из значительных музыкальных впечатлений стало знакомство с музыкой Г. Ф. Генделя, которую Гайдн слушал в Вестминстерском аббатстве в исполнении больших хоровых коллективов.

    Снова в Эстерхазе
    В 1795 Гайдн вернулся к исполнению функций придворного капельмейстера семьи Эстерхази (князь Антон умер в 1794, наследником стал его сын Николаус-младший). Теперь основная обязанность Гайдна заключалась в сочинении месс на именины княгини. В 1796-1802 Гайдн написал шесть месс; они весьма различны по тематизму, оркестровке и т. п., однако всем им в равной мере присуще сочетание симфонического размаха и молитвенной сосредоточенности. В некоторых из них отразились переживания, связанные с наполеоновскими войнами (таковы «Месса времен войны», 1796, «Месса тревожного времени, или Нельсон-месса», 1798). Среди инструментальных произведений 1790-х годов выделяются шесть квартетов соч. 71 и 74, написанные между двумя поездками в Лондон, и более поздние квартеты соч. 76 (всего 6) и 77 (2). Свойственные Гайдну дух изобретения и склонность к энергичному, интенсивному развитию музыкальных идей проявились в квартетах соч. 76—77 не менее ярко, чем в лучших симфониях. Некоторые из квартетов характеризуются виртуозным и блестящим письмом, которое свидетельствует о том, что они предназначались для исполнения не столько в салонах, сколько в больших концертных залах. Концертный размах присущ и некоторым поздним сонатам Гайдна для фортепиано, особенно №№50 (C-dur) и 52 (Es-dur) (около 1794-95).
    В 1796 был написан Концерт для трубы с оркестром — безусловно лучший (наряду с двумя более ранними концертами для виолончели) инструментальный концерт Гайдна. Поздний период творчества композитора был отмечен также созданием двух монументальных ораторий — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Первая из них построена по генделевской модели библейской оратории, тогда как вторая скорее представляет собой цепь ярких, колоритных эпизодов, а не единое вокально-симфоническое целое.

    Последние годы
    В 1804 Гайдн был избран почетным гражданином Вены. К этому времени он практически перестал сочинять. В последние годы он дважды продиктовал свои мемуары и подготовил каталог своих произведений. Полный тематический каталог музыки Гайдна был составлен только в середине 20 в. голландским музыковедом А. ван Хобокеном. В гигантском по объему наследии Гайдна есть произведения, которые до сих пор не записаны и почти не исполняются.
    Многие квартеты и симфонии Гайдна известны под разного рода «неофициальными» названиями. В одних случаях эти названия отражают звукоподражательный или изобразительный аспект гайдновских тем, в других напоминают о том, кому посвящены те или иные произведения, об обстоятельствах их создания или первого исполнения. Среди наиболее популярных — симфонии №№ 48 «Мария Терезия» (до 1773), 53 «Величественная» (1778-81), 55 «Учитель» (1774), 59 «Пламя» (1769), 60 «Рассеянный» (1774), 73 «Охота» (около 1782), 82 «Медведь» (1786), 83 «Курица» (1785), 85 «Королева [Франции]» (около 1785), 92 «Оксфордская» (1789), 94 «Сюрприз, или С ударами литавр» (1791), 96 «Чудо» (1791), 100 «Военная» (1794), 101 «Часы» (1794), 103 «С тремоло литавр» (1795), 104 «Заломон, или Лондон» (1795), квартеты соч. 33 № 3 «Птичий» (около 1781), соч. 50 № 6 «Лягушачий» (1787), соч. 64 № 5 «Жаворонок» (1790), соч. 74 № 3 «Всадник» (1793), соч. 76 №№ 2 «Квинты», 3 «Императорский», 4 «Восход солнца», (все около 1797).

    Михаэль Гайдн
    Композитором был и младший брат Гайдна Михаэль (1737-1806). С 1763 он служил придворным музыкантом и концертмейстером князя-архиепископа Зальцбургского, был близко знаком с отцом и сыном Моцартами (первый относился к Гайдну неприязненно, а второй — дружески). В 1777 стал органистом церкви св. Троицы, а в 1781 сменил Моцарта в должности органиста Зальцбургского собора. Пользовался высокой репутацией как мастер церковной музыки. (отголоски его Реквиема c-moll [1771] отчетливо слышны в позднейшем Реквиеме Моцарта). Был также плодовитым автором инструментальной музыки.

  • ГАЙДН (Haydn) (Франц) Йозеф (31 марта 1732, Рорау — 31 марта 1809, Вена), австрийский композитор, представитель венской классической школы.

    Факты из биографии Гайдн Й.
  • Скачать Ноты для фортепиано "Где ты, любовь моя!"

  • ГЕДИКЕ Александр Федорович (1877-1957), российский композитор, пианист, органист, народный артист России (1946), доктор искусствоведения (1940). Основатель и глава отечественной органной школы. Оперы «Виринея» (1916), «Жакерия» (1933) и другие сочинения. Профессор Московской консерватории (с 1909). Государственная премия СССР (1948).

    Биография

    Родился в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер.

    В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 г. участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

    С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ? заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов ? Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В 1947 за исполнительскую деятельность Гедике был удостоен Сталинской премии.

    Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике ? наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен.

    Гедике умер в Москве 9 июля 1957 года, похоронен на Введенском кладбище.

  • ГЕДИКЕ Александр Федорович (1877-1957), российский композитор, пианист, органист, народный артист России (1946), доктор искусствоведения (1940).

    Факты из биографии Гедике А. Ф.
  • ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.

    Биография

    В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) — органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы «Альмира», за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера — «Нерон». В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа, а в Риме — также оратории (в том числе «Воскресение»). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат (преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом ); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.
    В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера «Ринальдо», восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его «Страсти по Брокесу» на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал «Музыку на воде» — 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как «Чандос-антемы») и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь» («Аман и Мардохей»). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.

    В 1718-1719 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие — Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За «Радамистом» (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали «Оттон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан», «Адмет» и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной «простонародной» «Оперы нищего» (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).
    В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King's Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция «Эсфири» (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию «Аталия». Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х годах Гендель создал такие замечательные оперы, как «Роланд», «Ариодант» и «Альчина» (две последние — с развернутыми балетными сценами).
    Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы «Дейдамия» в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории «Мессия» в Дублине (1742).

    Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета [«Самсон» (1743), «Иосиф и его братья» (1744), «Валтасар» (1745), «Иуда Маккавей» (1747), «Иисус Навин» (1748), «Соломон» (1749) и другие]; его оратории на темы из античной мифологии [«Семела» (1744), «Геркулес» (1745)] и христианской агиографии [«Феодора» (1750)] не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо (особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).

    В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял «Мессию», обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту «Музыка для королевского фейерверка» для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию «Иевфай». Последняя оратория Генделя, «Триумф Времени и Правды» (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.


    Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До «баховского возрождения» начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. Моцарт осуществил новые редакции «Ациса и Галатеи» (1788), «Мессии» (1789), оратории «Празднество Александра» (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). Л. ван Бетховен считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего «Мессия», принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко. 

  • ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лондон), немецкий композитор и органист.

    Факты из биографии Гендель Г. Ф.
  • ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936) - русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885—1903 ежегодно награждался Глинкинскими премиями. С 1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 профессор Петербургской консерватории. 

    Ноты для фортепиано Глазунов Александр Константинович

    У вас есть ноты, которых нет в списке?

    Биография

    В 1905 в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 директор консерватории. После революции 1917 активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. С 1917 ректор Петроградской консерватории . В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог возвратиться на родину. Умер в Париже (в 1972 прах Глазунова перевезён в Ленинград). Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почётный член Национальной академии В«Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929).

    Глазунов —один из крупнейших русских композиторов конца 19 в начала 20 вв. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса , картины родной природы , русская действительность, песенность славянских и восточных народов. Произведения Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем , сочетание имитационного и вариационного развития).

    К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с оркестром (1904). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр («Раймонда». 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу В«Князь ИгорьВ», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917) , ряд произведений русских и зарубежных композиторов.

  • ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936) - русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция).

    Факты из биографии Глазунова А. К.

    Ноты для фортепиано Глазунов Александр Константинович

    У вас есть ноты, которых нет в списке?
  • ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 — 1956), русский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения.

    Ноты для фортепиано Глиэр Рейнгольд Морицевич

    У вас есть ноты, которых нет в списке?

    Биография

    Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 — «Красный цветок»), «Медный всадник» (1949), опера «Шахсенем» (1927). Концерт для голоса с оркестром (1943), 3 симфонии, 4 струнных квартета, романсы. Профессор Киевской (с 1913) и Московской (с 1920) консерваторий. Сталинская премия (1946, 1948, 1950).

    Рейнгольд Эрнест Морицевич Глиэр (30 декабря 1874 (11 января) 1875, Киев — 23 июня 1956, Москва) — русский и советский композитор. Автор музыки гимна Петербурга.

    Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.

    Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения, многолетний председатель Союза композиторов СССР, автор первого советского балета, единственный русский композитор, трижды награждённый самой престижной музыкальной премией дореволюционной России и самой престижной премией послереволюционной, советской, России — премией им. М. И. Глинки и Сталинской премией (1946, 1948, 1950).

    Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

    Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (памятник работы скульптора М. К. Аникушина), архитектор В. А. Петров, изготовлен на Ленинградском заводе "Монументскульптура", открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года, в 13 ч.

  • ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 — 1956), русский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения.

    Факты из биографии Глиэра Р. М.

    Ноты для фортепиано Глиэр Рейнгольд Морицевич

    У вас есть ноты, которых нет в списке?
  • ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович [13(25) октября 1864, Москва — 4 января 1956, Нью-Йорк], русский композитор.

    Ноты для фортепиано Гречанинов Александр Тихонович

    У вас есть ноты, которых нет в списке?

    Биография

    Учился в Московской (у С. И. Танеева) и Петербургской (у Н. А. Римского-Корсакова). Позднее работал в Музыкальной школе Гнесиных. В 1903 в в Москве Большом театре была поставлена его первая опера «Добрыня Никитич», вторая в 1912 «Сестра Беатриса» — тоже в Опере Зимина. До 1917 был известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. Концертировал также как дирижер и пианист, работал с детскими хорами. С 1925 жил во Франции, с 1939 — в США. В 1950 в Париже была поставлена третья опера композитора «Женитьба» (по Н. В. Гоголю).
    Автор пяти симфоний, детских опер («Елочкин сон», «Теремок» и др.), музыки к драматическим спектаклям («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» по А. К. Толстому, «Снегурочка» по А. Н. Островскому. Автор мемуаров «Моя музыкальная жизнь» (1934, Париж).
    В творческом наследии выделяются камерно-вокальные и хоровые жанры (более 100 романсов, циклы хоров а капелла), музыка для детей, а духовная музыка (стремился возродить стиль старинного русского пения с одновременным обогащением хора).

    Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.
    «Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса...» — ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

    В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – сначала у Лароша и Губерта, а затем – у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

    В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора – и для продолжения обучения композиции – переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман.
    «В те годы Гречанинов был невзрачным молодым человеком с наружностью вроде причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил...» — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)
     
    Гречанинов, тридцатилетний

    Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры в профессорами, чем всех раздражал.
    «Вообще он поздно начал заниматься музыкой; семнадцати лет он только впервые стал чувствовать к ней тяготение, и в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого и в общем «не из того круга», из которого обычно формировалась консерваторская молодёжь. Но я уже тогда заметил, что скромностью он не болел и имел очень высокое мнение о своём даровании. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.
    «Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения Публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В.В.Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку.» — ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

    В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом Театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене - лет на тридцать.
    «Он и не хотел открывать новые горизонты в музыке, он имел твёрдое желание и намерение — писать музыку доступную и понятную для широких масс публики. При этом не тривиальную музыку для «черни», а музыку художественную.

    И он и достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано.
    В итоге его популярность стала очень велика, и именно не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и «удобнее Чайковского», в чём была безусловно доля истины.— ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)
     
    Гречанинов, сорокалетний

    Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года – стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако, не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило - появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом...
    «…он стал водить дружбу с Вячеславом Ивановым, писать музыку на его тексты, а также на тексты русских поэтов-символистов. В музыке Гречанинова появились слабые и робкие, чрезвычайно неуверенные попытки обогатить свою гармоническую палитру «под Дебюсси» или хотя бы «под Ребикова». Всё это в высшей степени было наивно и никак не соответствовало его стилю и музыкальному и душевному. Он был сам человек в высшей степени простой и несложный, психологически наивный, менее всего у него могло быть контакта с символистами, людьми мудрёными, путаными, усложнёнными. И музыкальный модернизм шёл к нему, как «корове седло». Его очарование было в первобытной простоте музыкального чувства, в той оставшейся для него небольшой порции ещё не высказанных в музыке простых и искренних эмоций, которую не успели воплотить его музыкальные предки — Чайковский, Римский-Корсаков. Впрочем, он, видимо, и сам почувствовал, что этот мир не для него, и в последующих произведениях опять вернулся к первоначальной своей палитре». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    Среди московских музыкантов начала XX века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако, вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными:
    «…Музыканты из породы «консерваторов» почти не бывали у Скрябина. Их мысли и настроения были слишком далеки от скрябинского мира, а его мир был слишком далёк от чисто «музыкантских интересов». За всё время моего близкого отношения со Скрябиным ни разу не застал у него крупных наших композиторов «других лагерей» - ни разу не видел Гречанинова, Метнера, раз встретил Танеева и два раза – Рахманинова...» — ( Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»)

    Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года.

    Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:
    «Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья... Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки:«Да здравствует Россия, Свободная страна»... я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А.Гутхейль. Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А. Гутхейль уже украшено было новым «Гимном Свободной России». Весь доход от продажи идет в пользу освобождённых политических. Короткое время все театры были закрыты, а когда они открылись, на первом же спектакле по возобновлении в Большом театре гимн под управлением Э.Купера был исполнен хором и оркестром наряду с Марсельезой. Легко воспринимаемая мелодия, прекрасный текст сделали то, что гимн стал популярным, и не только в России, но и за границей. В Америке мои друзья Курт Шиндлер с женой перевели текст на английский язык, издательство Ширмера его напечатало, и в Америке он быстро получил такую же, если не большую, как в России, популярность. Держалась она долго и после того, как в России никакой уже свободы не было...» — ( Гречанинов А.Т. «Моя жизнь». Нью-Йорк, 1954).

    После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако, с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.
    «...В эпоху «юности советской власти» ему было тяжело. Политически он был наивен как ребёнок. Так же, как он радовался, что его романсы распевает императрица, так же при первых «громах революции» он немедленно сочинил гимн свободной России и так же радовался, что его с успехом исполняют. Успех его музыки — вот что его интересовало. В то время, когда началось просачивание русских музыкантов за границу — а это началось почти одновременно с водворением советской власти, — он на некоторое время как-то застрял: Рахманинов, Метнер, Черепнин и Прокофьев успели смыться ранее. Раз, помню, я его встретил на улице и спросил, почему он не попытается, как многие другие, получить командировку или просто выезд за границу. Он на меня посмотрел недовольно и сказал — я хорошо помню эти слова:

    — Россия — моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.
    Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там, более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году – переехал в Нью-Йорк.

    Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.
    «Искусство русского зарубежья... Навсегда горькая и больная тема....Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов, Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнины?..» — ( Виктор Екимовский, «Автомонография»)

    В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет – в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).

    Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.

    Музыкальный архив

    Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список - полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью – гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».
    «...В общем, надо признать, что широкую публику победило главным образом, если не исключительно, его «песенное творчество» — романсы, снискавшие ему несравненную популярность. В меньшей мере — его духовные сочинения, что объясняется не столько их качествами, сколько теми духовноцензурными условиями, в которых стоит православное церковно-музыкальное творчество. Что же касается его крупных произведений, симфоний и опер, то им повезло значительно менее, и они как-то не угодили ни музыкантам, ни широкой публике. И для тех и для других в этой области Гречанинов оказался просто старомодным, вчерашним днем искусства. Он был последний из русских композиторов, которому удалось собрать позднюю осеннюю жатву с уже угасающего ствола «великой эры русской музыки», эпохи Чайковского и «Могучей кучки». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

    Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом Театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.

    Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также – к «Снегурочке» А.Н.Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
    «В области церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее «примирения христианских церквей», своего рода «интегральному экуменизму». Он писал с одинаковым увлечением и чисто православные духовные сочинения, причем в этом писании была большая смелость и даже новаторство, необычное в этой области, которая является одной из наиболее неподвижных в музыкальном искусстве. Он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа — инструмента, который он очень любил («Демественная литургия») и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и «латинские» мессы, и «духовные хоры» с английским текстом. Этому стилю композиции он посвятил очень много своего творчества — в общем число его «духовных и церковных» композиций — 16...» — ( Леонид Сабанеев, «Александр Тихонович Гречанинов — к 100-летию его рождения»)

    Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые две полные литургии, («Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седьмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».

    Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни – также и протестантские хоры с текстами на английском языке.
    «Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно выступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке — он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный. Обычно за Россией Достоевского забывают о том, что и другая Россия тоже была и возможно, что и до сих пор есть, и что неизвестно, какая из них более подлинная. Думаю, что количественно — всё-таки Россия Гречанинова.

  • ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович [13(25) октября 1864, Москва — 4 января 1956, Нью-Йорк], русский композитор.

    Факты из биографии Гречанинов А. Т.

    Ноты для фортепиано Гречанинов Александр Тихонович

    У вас есть ноты, которых нет в списке?
  • Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1790 или 1795 год[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист.

    Ноты для фортепиано Грибоедов Александр Сергеевич

    У вас есть ноты, которых нет в списке?

    Биография

    Действительный статский советник (1828) [2].
    Грибоедов известен, как homo unius libri, — писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России.

    Ноты для фортепиано ?  

    Образование
    Принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

    Служба. Петербург
    С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставляет ученые занятия и вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком А. А. Шаховского), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (А. С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего).

     Персия и Кавказ. История создания комедии «Горе от ума»
    После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер.
    Весной 1823 Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия » (первая полная публикация в России — 1862; первая постановка на профессиональной сцене — 1831). Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 И. И. Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»).

    Шедевр русской классики
    Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др. Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.
    Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.).

     Под арестом и следствием
    Осенью 1825 Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 вновь оказывается в Петербурге — в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом».

     Дипломатическое поприще
    По возвращении на Кавказ (осень 1826) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял... единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в т. ч. выгодный для России Туркманчайский мир. Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828), получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски — стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812-й год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность.

     Последние месяцы
    Последний отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери А. Г. Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит.
    Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

@zonanot

Generated with Avocode.