ГАЙДН (Haydn) (Франц) Йозеф (31 марта 1732, Рорау — 31 марта 1809, Вена), австрийский композитор, представитель венской классической школы.

Биография

В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет), формы ( сонатная форма ), сложился классический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широта фольклорных связей. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, опер.

Годы странствий
Сын колесного мастера, Йозеф с ранних лет учился пению и около 1740 был принят в хор знаменитого венского собора святого Стефана, где оставался примерно до 1750. В эти же годы овладел игрой на нескольких музыкальных инструментах. Затем около десяти лет вел жизнь независимого музыканта: зарабатывал игрой на скрипке, органе, клавесине, работал аккомпаниатором у известного итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры (1686-1768), который поощрял занятия Гайдна композицией. К этому периоду относится несколько произведений Гайдна для церкви и для различных камерно-инструментальных составов, а также музыка к зингшпилю «Хромой бес» (1752, утеряна).

У знаменитого мецената
Около 1759-61 Гайдн служил музикдиректором у графа Морцина, после чего занял должность вице-капельмейстера при дворе князя Пауля Антона Эстерхази, представителя знаменитой аристократической семьи венгерского происхождения. Должность капельмейстера перешла к Гайдну после смерти занимавшего ее Г. Й. Вернера (1693-1766) — одного из наиболее значительных австрийских композиторов своего времени. В обязанности Гайдна входило руководство ансамблем из 15—20 музыкантов и сочинение музыки по требованию работодателя, которым с 1762 был младший брат Пауля Антона, князь Николаус Эстерхази, прозванный «Великолепным».
Первоначально деятельность Гайдна проходила в Айзенштадте — родовом замке Эстерхази в 30 км к юго-востоку от Вены. Около 1767 княжеский двор переехал в Эстерхазу — новую резиденцию, построенную на берегу озера Нойзидлер-Зе, вдали от культурных центров. В первые годы службы Гайдн сочинял преимущественно инструментальную музыку, в том числе симфонии и другие пьесы, предназначенные для княжеской «обеденной музыки» (Tafelmusik) и для концертов, устраивавшихся в замке дважды в неделю. Среди произведений этих лет выделяется триптих симфоний «Утро», «Полдень» и «Вечер и буря» (1761). Поскольку князь Николаус играл на так называемом баритоне (струнном инструменте типа виолончели), Гайдн много писал для этого инструмента; за 10 лет он сочинил около 125 трио с участием баритона. Этим же периодом датируются немногочисленные кантаты и произведения для церкви. После смерти Вернера церковная музыка заняла в творчестве Гайдна более существенное место; с 1768, когда в Эстергазе открылся новый театр, Гайдн много работал также в оперном жанре.

 Симфонический период
В конце 1760-х — начале 1770-х годов Гайдн отходит от развлекательной, «дивертисментной» разновидности жанра симфонии. Его лучшие симфонии этого периода отличаются серьезностью и драматизмом; в их эмоциональном строе сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти 18 в. существенно повлияло на литературу и искусство немецкоговорящих стран. Особенно примечательны минорные симфонии №№ 26 («Жалоба»), 39, 49 («Страдание»), 44 («Траурная»), 45 («Прощальная»), 52. Период «бури и натиска» отмечен размолвками между Гайдном и князем Николаусом, которого не удовлетворял чрезмерно трагический, по его мнению, тон гайдновской музыки. Тогда же Гайдн написал 18 струнных квартетов, составивших опусы 9, 17 и 20 (так называемые «Солнечные квартеты»); по-видимому, импульсом для их создания послужил заказ извне (до конца 1770-х годов Гайдн мог сочинять для других заказчиков только с разрешения Эстерхази). По сравнению с предшествующими камерно-инструментальными ансамблями Гайдна, они характеризуются более смелым, масштабным и изощренным письмом; по существу, с них началась история жанра струнного квартета в его классической разновидности. В эти годы начали складываться характерные для зрелого творчества Гайдна типы инструментального цикла и сонатной формы. В его сонатных allegri контраст между темами главной и побочной партий в экспозиции чаще всего выражен относительно умеренно, а разработка обширна, активна, насыщена полифонией; полифонический элемент играет большую роль и в его финалах, осложняя и обогащая развитие их оживленных танцевальных тем.

Оперы

 Среди опер Гайдна выделяются «Аптекарь» (к открытию нового театра, 1768), «Обманутая неверность» (1773) и «Лунный мир» (1777). В 1779 театр в Эстерхазе сгорел; к открытию восстановленного здания (1781) Гайдн написал оперу «Вознагражденная верность». До конца 1770-х годов Гайдн писал главным образом итальянские оперы-буффа; его предпоследняя опера для Эстерхазы, «Роланд-паладин» (1782), относится к смешанному героико-комическому жанру, а последняя «Армида» (1784) — к жанру оперы-сериа. Хотя оперы Гайдна никогда не пользовались особым успехом за пределами Эстерхазы, его известность росла, а издатели всех крупнейших европейских центров охотно печатали его произведения. По условиям нового договора Гайдна с князем Эстерхази последний утратил исключительные права на его музыку.

Русские квартеты
В 1780-х годах слава Гайдна возросла благодаря фортепианным трио и сонатам, новым симфониям (№№ 76—81 были опубликованы в 1784-85, а №№ 82—87 сочинены в 1785-86 по заказу концертной организации из Парижа) и струнным квартетам. Большим успехом пользовались 6 квартетов соч. 33, опубликованные в 1782 и посвященные великому князю Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I (отсюда популярное название этих квартетов — «Русские»). Сам Гайдн отмечал, что они написаны «в совершенно новой манере». Возможно, при этом имелись в виду такие их особенности, как оригинальная манера использования инструментов, беспрецедентная интенсивность тематического развития, включение скерцо в состав цикла.

 Новый этап
В 1787 появились 6 квартетов соч. 50, посвященные королю Пруссии и, судя по всему, написанные под влиянием квартетов Моцарта, которого Гайдн считал первым композитором мира (Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов, созданных между 1782 и 1785). Вскоре последовали квартеты соч. 54—55 и 64. Все эти произведения знаменуют собой начало нового этапа творческой эволюции Гайдна; они характеризуются стройной и логичной формой, изобретательной и остроумной мотивной работой, гибким мелодизмом, богатством контрастов. Среди других произведений, сделавших имя Гайдна известным за пределами Центральной Европы, — оркестровый пассион «Семь слов Спасителя на кресте», предназначенный для исполнения в соборе испанского города Кадиса в дни Страстной недели (около 1785), и концерты и ноктюрны для колесных лир, написанные по заказу короля Неаполя (около 1790). Впоследствии Гайдн переложил «Семь слов» для струнного квартета (это переложение поныне пользуется широкой известностью) и для хора и оркестра.

Международное признание

В 1790 Николаус Эстерхази умер. Его сын Антон отменил оперные постановки и распустил оркестр, однако сохранил за Гайдном звание и жалование капельмейстера. Теперь Гайдн получил возможность жить в Вене и выезжать в другие страны. Лондонский импрессарио и скрипач Иоганн Петер Заломон (1745-1815) пригласил его в Англию для работы над оперой, симфониями и другими произведениями. Гайдн совершил две длительные поездки в Лондон: в 1791-92 и 1794-95. Здесь он сочинил и с огромным успехом исполнил свои 12 последних симфоний (№№ 93—104); в Лондоне были написаны также Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, ряд хоров, фортепианных сонат и трио, песни (в том числе канцонетты на английские слова поэтессы Э. Хантер), обработки британских народных песен, предназначенные для лондонских и эдинбургских нотоиздателей. Премьера оперы-сериа «Душа философа» (на сюжет мифа об Орфее, 1791) не состоялась из-за закулисных интриг. В Англии Гайдн был окружен всяческими почестями; он удостоился степени почетного доктора Оксфордского университета (на церемонии была сыграна его Симфония № 92, так называемая «Оксфордская»), выступал перед королевской семьей. Одним из значительных музыкальных впечатлений стало знакомство с музыкой Г. Ф. Генделя, которую Гайдн слушал в Вестминстерском аббатстве в исполнении больших хоровых коллективов.

Снова в Эстерхазе
В 1795 Гайдн вернулся к исполнению функций придворного капельмейстера семьи Эстерхази (князь Антон умер в 1794, наследником стал его сын Николаус-младший). Теперь основная обязанность Гайдна заключалась в сочинении месс на именины княгини. В 1796-1802 Гайдн написал шесть месс; они весьма различны по тематизму, оркестровке и т. п., однако всем им в равной мере присуще сочетание симфонического размаха и молитвенной сосредоточенности. В некоторых из них отразились переживания, связанные с наполеоновскими войнами (таковы «Месса времен войны», 1796, «Месса тревожного времени, или Нельсон-месса», 1798). Среди инструментальных произведений 1790-х годов выделяются шесть квартетов соч. 71 и 74, написанные между двумя поездками в Лондон, и более поздние квартеты соч. 76 (всего 6) и 77 (2). Свойственные Гайдну дух изобретения и склонность к энергичному, интенсивному развитию музыкальных идей проявились в квартетах соч. 76—77 не менее ярко, чем в лучших симфониях. Некоторые из квартетов характеризуются виртуозным и блестящим письмом, которое свидетельствует о том, что они предназначались для исполнения не столько в салонах, сколько в больших концертных залах. Концертный размах присущ и некоторым поздним сонатам Гайдна для фортепиано, особенно №№50 (C-dur) и 52 (Es-dur) (около 1794-95).
В 1796 был написан Концерт для трубы с оркестром — безусловно лучший (наряду с двумя более ранними концертами для виолончели) инструментальный концерт Гайдна. Поздний период творчества композитора был отмечен также созданием двух монументальных ораторий — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Первая из них построена по генделевской модели библейской оратории, тогда как вторая скорее представляет собой цепь ярких, колоритных эпизодов, а не единое вокально-симфоническое целое.

Последние годы
В 1804 Гайдн был избран почетным гражданином Вены. К этому времени он практически перестал сочинять. В последние годы он дважды продиктовал свои мемуары и подготовил каталог своих произведений. Полный тематический каталог музыки Гайдна был составлен только в середине 20 в. голландским музыковедом А. ван Хобокеном. В гигантском по объему наследии Гайдна есть произведения, которые до сих пор не записаны и почти не исполняются.
Многие квартеты и симфонии Гайдна известны под разного рода «неофициальными» названиями. В одних случаях эти названия отражают звукоподражательный или изобразительный аспект гайдновских тем, в других напоминают о том, кому посвящены те или иные произведения, об обстоятельствах их создания или первого исполнения. Среди наиболее популярных — симфонии №№ 48 «Мария Терезия» (до 1773), 53 «Величественная» (1778-81), 55 «Учитель» (1774), 59 «Пламя» (1769), 60 «Рассеянный» (1774), 73 «Охота» (около 1782), 82 «Медведь» (1786), 83 «Курица» (1785), 85 «Королева [Франции]» (около 1785), 92 «Оксфордская» (1789), 94 «Сюрприз, или С ударами литавр» (1791), 96 «Чудо» (1791), 100 «Военная» (1794), 101 «Часы» (1794), 103 «С тремоло литавр» (1795), 104 «Заломон, или Лондон» (1795), квартеты соч. 33 № 3 «Птичий» (около 1781), соч. 50 № 6 «Лягушачий» (1787), соч. 64 № 5 «Жаворонок» (1790), соч. 74 № 3 «Всадник» (1793), соч. 76 №№ 2 «Квинты», 3 «Императорский», 4 «Восход солнца», (все около 1797).

Михаэль Гайдн
Композитором был и младший брат Гайдна Михаэль (1737-1806). С 1763 он служил придворным музыкантом и концертмейстером князя-архиепископа Зальцбургского, был близко знаком с отцом и сыном Моцартами (первый относился к Гайдну неприязненно, а второй — дружески). В 1777 стал органистом церкви св. Троицы, а в 1781 сменил Моцарта в должности органиста Зальцбургского собора. Пользовался высокой репутацией как мастер церковной музыки. (отголоски его Реквиема c-moll [1771] отчетливо слышны в позднейшем Реквиеме Моцарта). Был также плодовитым автором инструментальной музыки.

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь

@zonanot

Generated with Avocode.