Одно из не лишенных экстремизма мнений о группе Live, которые можно встретить в прессе, звучит примерно так: если бы Курт Кобейн мог только предположить, что его альбом "Nevermind" проложит дорогу на радио и MTV таким лишенным юмора господам, как Live и Smashing Pumpkins, то искушение пустить себе пулю в лоб появилось бы у него гораздо раньше...
Биография
Написавший эти строки констатировал таким образом некую странную и часто лишенную внешней логики преемственность, которая существует в музыкальном творчестве.
А начиналось все вполне невинно. В первой половине 80-х в мирном американском городке Йорк, штат Пенсильвания, появилась новая рок-группа под названием First Aid. Штатное расписание команды выглядело таким образом: Чэд Тейлор (Chad Taylor; гитара; 24 ноября 1970-го), Патрик Далхеймер (Patrick Dahlheimer; бас-гитара; 30 мая 1971) и Чэд Грейси (Chad Gracey, барабаны; 23 июля 1971). Трое друзей, Тейлор, Далхеймер и Грейси, были еще совсем юными тинейджерами и отдавали музыке свободное от учебы время. В 1985 году в группе появился новый участник, вокалист и гитарист Эд Ковальчик (Ed Kowalczyk, род. 16 июля 1971), поляк по национальности. Откровенно говоря, Эд сам сделал все, чтобы оказаться в одной упряжке с этими ребятами, с которыми он познакомился на вечеринке в одном из местных клубов. Обновленные First Aid решили поменять название на Public Affection. Им было всего по 15 лет, когда они рискнули попробовать силы в городском конкурсе школьных талантов. Это было первое серьезное выступление четверки на публике. Победы конкурс им не принес, зато укрепил в желании посвятить себя музыке.
Нескольких лет прошло в репетициях и выступлениях на местной клубной сцене. На первых порах они исполняли кавер-версии треков R.
E. M., The Cure, Modern English, Psychodelic Furs. Затем юные музыканты самостоятельно профинансировали запись первого сборника своих песен и в 1989 году на собственном лейбле Action Front выпустили кассету, которую глубокомысленно назвали "The Death of a Dictionary" ("Смерть словаря"). Запись попала в руки менеджеров рекординговой компании Radioactive Records. Группе предложили контракт, по которому требовалось существенно изменить саунд, а заодно и название. Четверка согласилась на предложенные условия и превратилась в Live - название взяли с потолка и одобрили за его простоту. Затем пригласили к сотрудничеству продюсера Джерри Харрисона (Jerry Harrison), который работал до этого с Talking Head. Дело было за малым - записать дебютный альбом.
Из стопроцентной поп-команды Live эволюционировали в энергичных рокеров, а свой новый пластичный рок-саунд приправили образными, глубокими текстами. В творческой эволюции молодые музыканты испытывали влияние своих кумиров - Nirvana и R. E. M. одновременно. Первый диск "Mental Jewlery" был готов к декабрю 1991 года. Тексты песен базировались на трудах философа Кришнамурти, что на долгое время определило отношение к Live как к весьма глубокомысленным интеллектуалам, хотя со временем в выражении своих переживаний они стали гораздо проще. Поначалу альбом по большей части проигнорировали как массовый слушатель, так и пресса. Но с ростом популярности группы увеличивался и интерес к ее ранним работам, так что через несколько лет "Mental Jewlery" все-таки достиг золотого статуса.
Следующий, гораздо более сильный лонг-плей "Throwing Copper" появился через три года, в 1994-м. Продюсировал его снова Jerry Harrison. Поначалу на релиз мало кто обратил внимание, но два ударных сингла, "Selling the Drama" и "I Alone", значительно укрепили позиции команды среди поклонников альтернативного рока. К этому моменту автор всех текстов Эд Ковальчик почти полностью отошел от реалистической буквальности, от детального описания своих чувств. "Мне больше по душе, когда я отпускаю подсознание на волю и даю ему возможность свободно высказываться, - говорит Эд. - Мне не хочется ни к чему привязываться - это опасно".
Достаточно опасным в своем роде оказался и трек с красноречивым названием "Shit Town", который был адресован жителям родного города Йорка и, откровенно говоря, вряд ли вызвал сочувствие к музыкантам у их бывших сограждан. Независимо от того, как к музыкантам отнеслись товарищи их детских игр, популярность Live набирала обороты. Альбом поднялся до первой строки рейтинга Billboard Top 200, а к 1996 году тираж "Throwing Copper" превысил шесть миллионов копий только в Соединенных Штатах. Никто из четверых не мог даже предположить, что их затея так быстро увенчается таким очевидным успехом.
Неудивительно, что и третий студийный альбом "Secret Samadhi" (март 1997 года) вызвал достаточно большой интерес. За саунд новой записи отвечал новый человек - продюсер Джей Хили (Jay Healy). Еще одна качественная работа, в которой Live позволили себе некоторые эксперименты со звучанием, этот альбом легко достиг двухмиллионной отметки проданных копий. Он стал вторым подряд альбомом в дискографии группы, который возглавил американские чарты. Хотя в центре всеобщего внимания по традиции находился вокалист, своим успехом группа в не меньшей степени была обязана вдохновенному мастеру своего дела - барабанщику Чэду Грейси. Его талант нередко специально отмечали рецензенты.
Через два года команда подготовила четвертый лонг-плей "The Distance to Here" (октябрь 1999 года). Работу над ним группа проводила со своим первым продюсером Харрисона, который постарался отойти от экспериментов, проведенных его предшественником. Критика была к новой работе Live весьма благосклонна. "Озноб пробирает всякий раз, когда слушаешь "The Distance to Here", - писала пресса. - Этот озноб вызывает красота музыки, красота, которая кажется знакомой, хотя каждый раз она возникает неожиданно".
К этому времени напряженный концертный график начал сказываться на здоровье Эда Ковальчика - нарушение работы органов дыхания уже нельзя было игнорировать. Врачи запретили вокалисту в течение пяти недель не только петь, но и разговаривать. Однако группа не привыкла долго прохлаждаться без дела, поэтому, как только состояние фронтмена улучшилось, Live сразу возобновили прерванный американский тур и отыграли все перенесенные даты.
Прошло два года, и по заведенной традиции дискография группы пополнилась еще одним релизом. Пятый альбом, после некоторых колебаний, музыканты решили так и назвать - "V". Среди гостей, отметившихся во время студийных сессий, значатся Адам Дуритц (Adam Duritz) из группы Counting Crows и Tricky. Это был не самый сильный образец творчества Live, но достаточно уверенный, чтобы не разочаровать преданных поклонников.
Весной 2003 года на неизменном лейбле Radioactive Records был опубликован шестой студийный альбом "Birds of Pray". За саунд этой яркой, эмоциональной записи отвечал новый продюсер Джим Вирт (Jim Wirt; работавший с Hoobastank, Incubus). Релиз сопровождался концертным DVD, изданным ограниченным тиражом. В основу DVD легли видео- и аудиоматериалы с голландского фестиваля Pinkpop, где Live присутствовали на правах хэдлайнеров летом 2002 года.
Подтверждая свое название, Live постепенно превратились в одну из любимейших живых команд. Они регулярно отмечаются на многочисленных американских и европейских фестивалях. Летом 2003 года Live отправляются на большие европейские гастроли, а затем их ждет национальный американский тур.
За 12 лет своей карьеры Live превратились в мощную, авторитетную фигуру на современной рок-сцене. 20 миллионов проданных дисков, два альбома номер один в США, пять синглов, возглавлявших рейтинги продаж, девять синглов, попавших в Тор 10, альбомы, поднимавшиеся до первой строки в Австралии, Канаде, Бельгии, Голландии, Новой Зеландии других странах - неплохой послужной список для мальчиков из тихого провинциального Йорка.