КАРМАЙКЛ ХОУГИ (Carmichael Hoagy) (настоящее имя Хоугленд Ховард) (11 ноября 1899, Блумингтон, Индиана — 1982, Лос-Анджелес, Калифорния), американский джазовый музыкант (вокал, фортепиано, челеста), композитор, бэндлидер.
Ноты для фортепиано Carmichael Hoagy
Биография
Музыкальную одаренность обнаружил еще в детстве, первоначальное обучение прошел в домашней среде (мать — пианистка, в репертуаре которой было немало танцевальных пьес и регтаймов). По настоянию родителей поступил в университет штата Индиана на факультет правоведения (1922). В студенческие годы серьезно увлекся популярной музыкой и джазом (первым его кумиром стал «Бикс» Бейдербек, позднее — Луи Армстронг; очень сильное впечатление на него произвели также записи ODJB Ника Ла Рокки). В этот же период начал выступать как певец и пианист в различных оркестрах, пробовал сочинять музыку. По окончании университета (1926), несмотря на возражения семьи, решил стать музыкантом. Работал в диксилендовых ансамблях, эстрадных и джазовых оркестрах. Первые записи сделал в 1927 на студии Gennett в Ричмонде (штат Индиана) с оркестром Томми Дорси и Джимми Дорси, в 1929 записался в дуэте с Армстронгом, исполнив одну из самых известных своих песен Rockin Chair. Славу композитора ему принесли еще в 1927 песенные мелодии Riverboat Shuffle (в исполнении Бейдербека) и Star Dust, пользующиеся популярностью до настоящего времени. В 1930 организовал собственный олл-стар-бэнд для записей на фирме Victor — с участием таких видных джазменов, как Бэйдербек, Джек Тигарден, Бенни Гудмен, Дж. Дорси, «Пи Ви» Рассел, «Бад» Фримен, Венути, Ланг, Джин Крупа (этот коллектив был признан одним из лучших нью-йоркский оркестров диксиленд-джаза и раннего свинга). Впоследствии неоднократно создавал для аналогичных целей ансамбли различного состава, развернул активную деятельность на радио, в кино и на телевидении, работал со многими звездами популярной музыки и джазовыми вокалистами, интенсивно занимался композиторским творчеством, концертировал как певец и пианист, сыграл ряд ролей в музыкальных кинофильмах (для которых сам сочинял песни и инструментальную музыку). В 1938 участвовал как композитор в создании кинофильма Sing, You Sinners с «Бингом» Кросби в главной роли (песня из этого фильма — Small Fry — также вошла в «золотой фонд» американской популярной музыки). В дальнейшем жил преимущественно в Лос-Анджелесе. Опубликовал свои воспоминания The Stardust Road (New York, 1946) и автобиографическую книгу Sometimes I Wonder (совместно со Стивеном Лонгститом, New York, 1965). В 1979, благодаря инициативе Джорджа Уэйна, организатора многих джаз-фестивалей, в Ньюпорте состоялось чествование Кармайкла в связи с его 80-летием и была проведена серия посвященных ему юбилейных концертов с участием крупнейших звезд музыкальной эстрады и джаза. Записано множество пластинок с произведениями Кармайкла такими известными исполнителями, как Билли Холидей, Кэб Кэллоуэй, Милдред Бэйли, Л. Армстронг, Кэй Стар, Хелен Хьюмс, братья Миллс, Рей Чарлз, Элла Фицджералд, Фрэнк Синатра и другие.
В историю американской популярной музыки вошел как один из наиболее талантливых песенных композиторов — наряду с такими мастерами, как Джордж Гершвин, Венсент Юманс, Виктор Герберт, Коул Портер, Ирвинг Берлин, Вернон Дюк, Рудольф Фримл, Доджер Вулф Кан и Гарольд Арлен. С Каном и Арленом его роднит повышенный интерес к джазу и непосредственная связь с джазовой практикой как музыканта-исполнителя и бэндлидера. Многие произведения Кармайкла прочно вошли в качестве тем-стандартов в репертуар джазовых певцов и инструменталистов самой различной стилевой ориентации — от диксиленда и свинга до кула и необопа: Georgia On My Mind (1930), Lazy River (1931), New Orleans, In The Still Of The Night (1932), Two Sleepy People, Heart And Soul, The Nearness Of You, Lazy Bones, Jubilee, Skylark (1942), In The Cool, Cool, Cool Of The Evening (1951) и другие. Мелодии Кармайкла по природе своей (в соответствии с творческими наклонностями автора) имеют двойное предназначение — они обладают всеми необходимыми качествами шлягера (запоминаемость, доступность, гармоническая привлекательность, ритмическая пикантность, наличие «берущей за сердце» интонационной «изюминки»), а также свойствами, побуждающими джазового импровизатора к фантазированию (цельность и богатство выразительного потенциала мелодической идеи, органичность ее структурной основы, оригинальность и свежесть тональных переходов, опора на типично джазовую идиоматику). Кармайкл обнаруживает очевидную тенденцию к выходу за рамки шлягерных стереотипов, культивируя новый подход к песенной форме, усложняя и хроматизируя гармонию, наделяя гармоническую модель темы относительной художественной самостоятельностью и выразительной самоценностью, мелодический материал — способностью к дальнейшему развитию. Усвоив взятые у джаза идеи офф-бита и свинга, он искусно и тонко ввел их в ритмо-мелодический рисунок своих тем, нашел эквивалентные им звуковые и нотные формулы. Отдав должное шоу-бизнесу, он тем не менее всегда сохранял привязанность к джазу, сотрудничал со многими ведущими джазменами, писал для них музыку, оказывал разнообразную поддержку (например, помог Л. Армстронгу избежать зависимости от коммерческой музыкальной индустрии, укреплял в нем веру в его призвание джазмена, популяризировал его джазовое творчество). Сумел проявить себя не только как композитор популярных песен, но и как одаренный интерпретатор джаза (пианист, вокалист, руководитель джаз-бэнда). В конце 20-х годов ввел одним из первых челесту в джазовый инструментарий. Способствовал утверждению в американской популярной музыке ряда направлений, близких по духу и стилистике джазу (сонг-стиль, свит-свинг, семи-джаз).