БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825), русский композитор. По происхождению украинец. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип русского хорового концерта. Камерно-инструментальные произведения — первые образцы крупной циклической формы в русской музыке. Опера «Сын-соперник...» (1787) и др.

Ноты для фортепиано Бортнянский Дмитрий Степанович

У вас есть ноты, которых нет в списке?

Биография

Бортнянский, Дмитрий Степанович, - знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 - 1825). Родился в городе Глухове (Черниговской губернии) и семилетним мальчиком был взят в придворный певческий хор. В то время для придворных театральных представлений и для концертов не существовало еще отдельного хора, и в них участвовал тот же придворный хор, который пел в церкви. Приехав в СПб., Бортнянский стал серьезно обучаться музыке у Бальтазара Галуппи, назначенного придворным оперным и балетным композитором и капельмейстером. Когда в 1768 г. Галуппи покинул Россию, Бортнянский был отправлен за границу за казенный счет для продолжения в Венеции своего музыкального образования у Галуппи. 

Бортнянский приобрел солидную композиторскую технику и проявил свой талант еще в Италии, написав ряд крупных сочинений, опер , кантат , сонат (не изданы). Некоторые его оперы шли на итальянских сценах: "Креонт" (1777); "Алкид" (1778); "Квинт Фабий" (1779). Бортнянский побывал во Флоренции, Болонье, Риме, Неаполе, изучая сочинения итальянских мастеров. В 1779 г. Бортнянский возвратился в СПб. Сочинения его произвели при дворе Павла I большое впечатление, и он тотчас был назначен "композитором придворного певческого хора". В 1796 г., с учреждением придворной капеллы, он был сделан первым ее управляющим и получил звание "Директора вокальной музыки". В этой должности он оставался до самой смерти. В его обязанности входило не только дирижирование хором, но и сочинение церковных песнопений и административное заведование капеллой. Бортнянский улучшил состав хора; увеличил его состав, доведя его постепенно от 24-х до 60-ти человек, и достиг того, что капелла служила исключительно целям церковного пения и не приглашалась на театральные представления, для которых в 1800 г. был учрежден свой собственный хор. Бортнянский улучшил и само исполнение хора, сделав его более строго-церковным. По настоянию Бортнянского был издан ряд Высочайших указов, охраняющих чистоту церковного стиля. С 1816 г. по 1820г. Бортнянскому принадлежало право цензуры на духовные песнопения. 

Бортнянскому было поручено обучать причетников приходских церквей в СПб. "простому и единообразному нотному пению", для чего под его редакцией был напечатан и разослан по церквам придворный напев литургии на два голоса. Для современников Бортнянского его сочинения, проникнутые религиозным чувством, были заметным шагом вперед, но последующими поколениями, даже ближайшими, их стиль не мог быть признан вполне отвечающим назначению. 

Стиль церковных сочинений Бортнянского скорее гармонический , чем контрапунктический ; гармония их, в общем, сложностью не отличается. Главную мелодию Бортнянский помещает почти всегда в верхнем голосе и, заботясь о выделении ее, редко дает самостоятельное значение остальным голосам, двигающимся зачастую параллельными терциями и секстами, что сообщает целому известную монотонность. Зная хорошо человеческие голоса, Бортнянский писал всегда уобно для исполнения и достигал прекрасной звучности. Но богатая звуковая сторона его песнопений не служит для него целью и не затеняет их молитвенного настроения. Вот почему многие сочинения Бортнянского охотно поются и теперь. Своими "Херувимскими" Бортнянский как бы установил прототип, которого придерживалась и последующие русские композиторы. От этого прототипа не отошел и Глинка в своей "Херувимской". Бортнянский первый сделал опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в церковно-певческих книгах, изданных Святейшим Синодом впервые в 1772 г.

Бортнянский похоронен в Петербурге, на Смоленском кладбище. В Нью- Йорке, в новом епископальном соборе св. Иоанна Богослова поставлена статуя Бортнянского. Из сочинений Бортнянского наибольшей известностью пользуются концерты: "Гласом моим ко Господу воззвах"; "Скажи ми Господи кончину мою"; "Вскую прискорбна еси, душа моя"; "Да воскреснет Бог и расточатся врази его"; "Коль возлюбленна селение твоя, Господи"; великопостные песнопения - "Да исправится молитва моя", "Ныне силы небесные", пасхальные песнопения - "Ангел вопияше", "Светися, светися"; гимн - "Коль славен наш Господь в Сионе". Сочинения Бортнянского стали издаваться лишь с 1825 г. под наблюдением прот. Турчанинова.

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь

@zonanot

Generated with Avocode.