ХАЧАТУРЯН Арам Ильич (1903-1978), российский и армянский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения.
Ноты для фортепиано Хачатурян Арам Ильич
В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).
ХАЧАТУРЯН Арам Ильич [24 мая (6 июня) 1903, Тифлис, ныне Тбилиси — 1 мая 1978, Москва], российский и армянский композитор.
Сын переплетчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса — культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина). В 1929-34 учился в Московской консерватории у Н. Я. Мясковского.
Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, — пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано — обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом. Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Крупные оркестровые произведения этого времени — Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) — заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению Б. Асафьева ) яркостью и сочностью красок.
Среди крупных партитур Хачатуряна, созданных после 1940, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942), навеянная событиями войны Вторая симфония (1943) и балет «Спартак» (первая постановка 1956). С 1939 Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, т. к. его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах — таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искрометный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» — неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.
С 1950 Хачатурян преподавал композицию в Институте им. Гнесиных, с 1951 — также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям.