КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918), русский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868), романсы.

Биография

Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у Станислава Монюшко. В формировании Кюи-музыканта большую роль сыграло знакомство с А. С. Даргомыжским, Милием Балакиревым, Владимиром Стасовым. Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке.

После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти[источник не указан 157 дней].

Старший брат учёного, Александр Кюи (1824—1909), был известным архитектором.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1867—1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная, 16, кв. 11
1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.

Особенности музыкального творчества
 
Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г. Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В. Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма.

Труды по фортификации

Кюи — автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

Оперы

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)
Кавказский пленник (по Пушкину)
Сын мандарина
Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус)
Вильям Ратклиф (по трагедии Гейне)
Анджело (по драме Виктора Гюго)
Le Flibustier = Флибустье (У моря) (по комедии Ж. Ришпена)
Сарацин (по драме Дюма-отца)
Пир во время чумы (по Пушкину)
Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье)
Снежный богатырь
Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому)
Капитанская дочка (по Пушкину)
Красная шапочка (по Перро)
Кот в сапогах (по Перро)
Иванушка-дурачок

Кюи закончил две оперы других композиторов:
Каменный гость (Даргомыжского)
Сорочинская ярмарка (Мусоргского)

Литературные произведения Кюи
По музыке
Сборники
Избранные статьи. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1952. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
Избранные статьи об исполнителях. Москва: Гос. муз. изд-во, 1957.
Музыкально-критические статьи. Т.1. Со портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Петроград: Музыкальный современник, 1918.

Монографии
История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—1889. 2-е изд. Спб: И. Юргенсон, 1911. (Статьи впервые напечатались в 1889 г. (1) в Недели под загл. Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки; в L’Art, revue bimensuelle illustree под загл. Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.)
Кольцо Нибелунгов, тетралогия Рихарда Вагнера: Музыкально-критический очерк. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. (1-й монографическое изд. 1889. Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество.)
La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатались в 1880 г. в Revue et Gazette Musicale de Paris.)
Русский романс: очерк его развития. Спб: Н. Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)

Разные
«A Historical Sketch of Music in Russia» ["Исторический очерк музыки в России" (на английском языке)], The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197—219.

По фортификации
«Атака и оборона современных крепостей (Разработка этого вопроса в Прусии)». Спб: Тип. Деп. уделов, 1881. (Из Военного сборника за 1881, No. 7)
«Бельгия, Антверпен и Бриальмон». Спб: Тип Деп. уделов, 1882. (Из Инженерного журнала, 1881, No. 11)
Долговременная фортификация: исторический очерк. Курс Михайловской арт. акад.. Спб.: 187-?.
Записки фортификации младшего юнкерского класса Николаевского инженерного училища. Спб.: 186-?
Краткий исторический очерк долговременной фортификации. 3., доп. изд. Спб.: Тип. Императорской Академии наук, 1897. (1-й изд. 1877.)
Краткий учебник полевой фортификации. 9-е просм. изд. Спб.: В Березовский, 1903. (1-й изд.: Записки полевой фортификации. Курс младшего класса Николаевск. инж. и Михайловск. артил. училища, 1873; 2-й изд.: Полевая фортификация. Курс Николаевск.-инж., Михайловск.-артил. и Николаевск.-кавалерийск. училищ, 1877.)
Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. Спб: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899.
«Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции» , Спб.: Тип. Деп. уделов, 1878. (Из Инженерного журнала, 1878, Nos. 8, 9.)
«Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий». Спб: 1901. (Овщество ревнителей военных знаний, No. 37, 24 янв. 1901 г.)
Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ. Изд. 2-е, просм. и доп. Спб.: Воен. тип., 1899. (1-й изд. 1892)

Письма
Избранные письма. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
Аири Муселак, [Франсцское происхошдение русского композитора Цезара Аитоновича Кюи].
статья взята с сайта wikipedia.org

Ноты для фортепиано "Весенняя песенка"Ноты для фортепиано "Первое мая"Ноты для фортепиано "Песня дровосеков"

Комментарии  

-1 # heidi 26.05.2012 11:18
nice))
Ответить

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поделись своими творчеством в Instagram, добавив тег #zonanot