ШОПЕН (Chopin) Фридерик (полн. Фридерик Францишек (во французском варианте Фредерик Франсуа) (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж), польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей.

По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений
Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке И. С. Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто. Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников М. К. Огиньского, М. Шимановской и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817. С 1819 он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Ю. Эльснера. В 1823 поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус — Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

Добровольное изгнание
В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»). Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), музыковедом Ф. Ж. Фетисом, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Ф. Мендельсоном), в 1837 — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

В 1837 начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.
 
В феврале 1848 он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки. По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 он написал свое последнее произведение — Мазурку f-moll соч. 68 «4. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и Реквием Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Виртуоз и импровизатор
Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта,1829-30, и др.), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845—6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) — произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Б. Л. Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25 «1): «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности. Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных композиторов, как Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Форе, К. Дебюсси, Э. Григ, И. Альбенис, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Шимановский. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.

Ноты для фортепиано  "Вальс op.64.1"Ноты для фортепиано  "Этюд op.10 №2"Ноты для фортепиано  "Этюд op.10 №7"Ноты для фортепиано  "Вальс Соль-бемоль- мажор (Gb-dur)"Ноты для фортепиано  "Ноктюрн До минор (С-moll)"Ноты для фортепиано  "Ноктюрн До-диез-минор (Cis-moll)"Ноты для фортепиано  "Ноктюрн До-диез-минор (Cis-moll)"Ноты для фортепиано  "Забытый Вальс"Ноты для фортепиано  "Соната №2" Ноты для фортепиано  "Вальс соч. 70 №1" Ноты для фортепиано  "Вальс ми минор (E-moll)" Ноты для фортепиано  "Мазурка соч. 6 №1"Ноты для фортепиано  "Большой Вальс соч.18"Ноты для фортепиано  "Вальс соч.34 №2"Ноты для фортепиано  "Прелюдия Ре-бемоль-мажор (Db-dur)"Ноты для фортепиано  "Экспромт Фа-диез мажор (Fis-dur)"Ноты для фортепиано  "Экспромт Соль-бемоль мажор (Gb-dur)"Ноты для фортепиано  "Экспромт До-диез минор (Cb-moll)"Ноты для фортепиано  "Экспромт Ля-бемоль мажор (Aes-durl)" Ноты для фортепиано  "Экспромты"Ноты для фортепиано  "Вальс"Ноты для фортепиано  "Баллады" Ноты для фортепиано  "Этюды"Ноты для фортепиано  "Мазурки"Ноты для фортепиано  "Вальсы"Ноты для фортепиано  "Скерцо"Ноты для фортепиано  "Концерт фа-минор (f-moll)"Ноты для фортепиано  "Три сонаты"Ноты для фортепиано  "Краковяк. Концертное рондо" Ноты для фортепиано  "Большой полонез"Ноты для фортепиано  "Фантазия на польские темы"Ноты для фортепиано  "Сборник фортепианных пьес"Ноты для фортепиано  "Вариации на темы В.-А. Моцарта"Ноты для фортепиано  "Вариации на темы Россини"Ноты для фортепиано  "Фантазия F-moll (фа минор) соч. 49 вариант 1"Ноты для фортепиано  "Фантазия F-moll (фа минор) соч. 49 вариант 2"      

Комментарии  

-1 # мне нужны ноты нежно 09.01.2016 17:10
;-)
Ответить
+4 # Оксана 15.12.2015 02:57
Очень нужны ноты Ф.Шопена "Пирушка". Заранее благодарна!
Ответить
+10 # Елизавета 13.11.2015 14:57
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как найти ноты Шопен "Сад Эдема".
Заранее благодарю!
Ответить
-2 # Олена 12.10.2015 08:41
спасибо большое за ноты :lol: :lol: :lol: :lol:
Ответить
+22 # Рида 15.06.2015 23:50
подскажите пожалуйста, где можно скачать бесплатно ноты осеннего вальса, весеннего вальса, Симфония № 5 Нежность? Заранее благодарю!
Ответить
+5 # Алёна 28.01.2015 12:03
У кого есть ноты Шопен " Чудова классика" нужно срочно!!!!!
Ответить
+28 # Оксана 17.01.2015 17:56
Здравствуйте, нигде не могу найти ноты "Мелодия любви" может у кого то ссылка есть ,заранее спасибо
Ответить
+4 # Наталья 05.08.2014 04:07
СПАСИБО!!!
Ответить
+5 # Наталья 05.08.2014 04:06
CПАСИБО!
Ответить
+13 # АКЫЛБЕК 17.11.2013 05:09
КАК НАЙТИ НОТЫ МЕЧТА
Ответить
+2 # Oksankiss81 06.11.2013 12:32
где найти ноты для фортепиано Похоронного марша Ф. Шопена?
Ответить
+3 # ирина. 14.07.2013 17:06
спасибо за ноты!!! :-)
Ответить
+6 # 565 09.03.2013 14:00
Где ноты "мечта"?
Ответить
+6 # khadiza 31.05.2012 23:53
мне нужны ноты шопен " плачет душа". пожалуйста! подскажите где можно их скачать бесплатно.
Ответить
+7 # алексей 05.05.2012 07:53
где взять ноты Вальс Шопе
на, оп.64 №2
Ответить
+2 # Александра 19.12.2011 13:20
мне нужны ноты венского вальса :о
Ответить
+13 # adminn 21.08.2010 22:41
Виталий, ноты размещены в двух вариантах, между собой очень похожи.
Успехов
формат нот - pdf.
Ответить
-1 # Василий 20.08.2010 18:41
Ищу ноты фантазии f-moll. Помогите!
Ответить
+9 # Ева 19.06.2010 21:44
В таком формате не открываются!!!
Ответить

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить