Питерсон Оскар (Peterson Oscar) (полное имя Питерсон Оскар Эммануэль, Peterson Oscar Emmanuel) (р. 15 августа 1925, Монреаль, Канада), канадский джазовый пианист (также исполнитель на органе, клавикорде, электропиано), композитор, руководитель ансамбля.

Ноты для фортепиано "Канадская сюита"
Ноты для фортепиано "The cake walk"
Ноты для фортепиано "Love ballade"
Ноты для фортепиано "He has gone"
Ноты для фортепиано "Take The "A Train"
Ноты для фортепиано "Сборник джазовых импровизаций для соло-рояля" 

Обучаться музыке начал с 5 лет. Пытался освоить игру на трубе, но через 2 года занятий отказался от этого инструмента (из-за подозрений на туберкулез легких) и отдал предпочтение фортепиано. В возрасте 14 лет стал победителем на конкурсе молодых музыкантов в Канаде и благодаря этому получил возможность регулярно (до 1944) выступать в еженедельных радиоконцертах, затем играл с самым популярным оркестром Канады под управлением Джонни Холмса, а также с собственным трио (в Монреале и Торонто). Первые грамзаписи сделал на канадской фирме «Victor». В 1947-48 признан ведущим канадским джазовым музыкантом. В сентябре 1949 впервые приехал в США по приглашению продюсера Нормана Гранца для участия в серии концертов филармонического джаза в нью-йоркском Карнеги-холле. С этого времени стал постоянным членом олл-стар-групп, входящих в созданное Гранцем концертное объединение JATP (Jazz At The Philharmonic), выезжал с ними на гастроли (в Европу в 1952-1954, 1956 и позднее), записывыался с ними и со своим трио (также с квартетом) на пластинки. Гастролировал с Эллой Фитцджералд в Англии (в 1955 и в 60-е гг.). В 1959 участвовал в создании музыки к французскому кинофильму «Les Tricheurs». Преподавал в Нью-Йоркской школе джаза, затем в 1960 основал в Торонто вместе с Р. Брауном, Э. Тигпеном и Филом Ниммонсом учебный центр Advanced School of Contemporary Music. Участвовал в первом канадском фестивале джаза в Торонто и в чикагском «Playboy»-джаз-фестивале. Первоначальный состав его трио (фортепиано, гитара и контрабас) постепенно изменился. Гитарист Ирвинг Эшби (ранее игравший в трио Ната «Кинга» Коула) выступал здесь до 1952, его сменил «Барни» Кессел — в 1952-1953, а затем Херб Эллис— в 1953-1958. После ухода Эллиса из ансамбля его место занял барабанщик Джин Гэмэйдж, потом Эд Тигпен (1959-65), Луис Хэйс (1965) и, наконец, Бобби Дархэм (с 1967). Преемником басиста Рэя Брауна (игравшего в трио с 1951) стал Сэм Джонс (в 1966). В 1974 Питерсон совершил турне в СССР (LP Oscar Peterson in Russia). К середине 1970-х гг. относятся его эксперименты с симфоническим оркестром, с которым он успешно гастролировал по Северной Америке. Творческие достижения Питерсона отмечены многочисленными наградами в США и Канаде.С 1953 он постоянно занимал первое место в анкетах журналов «Down Beat» и «Metronome». В 1970-e гг. много раз удостаивался премий «Грэмми» (1974, 1975, 1978, 1979, 2 раза в 1990, 1991).

Оскар Питерсон заслуженно признан выдающимся музыкантом, своего рода классиком фортепианного джаза. Однако не только почитатели его таланта, но и все ценители музыки независимо от их личных пристрастий признают непреходящую значимость его вклада в мировую художественную культуру. В кругу любителей джаза имя Питерсона непосредственно ассоциируется с понятием «мэйнстрима» (буквально «центральное, основополагающее направление») — в том смысле, что его творчество выходит за рамки частных стилевых определений, обобщает весь предшествующий опыт джазовой эволюции и вместе с тем определяет главный путь развития этого вида музыкального искусства, приводит к органичному единству традиционное и новое, индивидуальное и общезначимое, причем в наиболее совершенной и законченной форме. В музыке Питерсона очевиден универсальный охват интегрированных в ней стилевых элементов, указывающих на преемственные связи с различными направлениями развития джаза (от исторических истоков до современности), равно как и с европейской академической музыкальной культурой (например, с фигурационно-орнаментальной техникой клавесинистов эпохи барокко, романтическим пианизмом Шумана и Листа или тонально-гармонической палитрой французских композиторов-импрессионистов). Строительным материлом для него могут служить госпел и рэгтайм, ранний фортепианный блюз и буги, гарлемский страйд и джампинг, риффовые фигуры свинговой эры, угловатые синкопы и разорванные мелодические пассажи бопа, линеарная аккордовая фактура в манере locked hands (связанных рук) в духе Милта Бакнера и Джорджа Ширинга, изысканные гармонии кул-джаза, ритмы бразильской самбы и старинного менуэта, вальса или марша, кантилена романса и оперной арии. На раннем этапе стиль фортепианной игры Питерсона складывался под влиянием Джеймса П. Джонсона, Арта Тэйтума, Эрролла Гарнера, Тедди Уилсона и особенно Ната «Кинга» Коула, позднее Джорджа Ширинга и Билла Эванса. Свое трио он создал именно по образцу трио Коула: фортепиано, гитара и контрабас. Примечательно, что в одном из альбомов, посвященных памяти Ната «Кинга» Коула (With Respect to Nat, 1965), Питерсон продемонстрировал относящиеся еще к 1953 образцы собственного пения в духе вокальной манеры своего учителя. В 1970-е гг., однако, он все чаще стал отступать в выборе исполнительского состава от первоначального эталона. Выступал соло, в различных дуэтах , с другими комбо и биг-бэндами, а также в качестве аккомпаниатора вокалистов. Так, в 1974-75 он осуществил дуэтные записи с трубачами «Диззи» Гиллеспи, Роем Элдриджем, Гарри Эдисоном, Кларком Терри, затем с Джоном Фаддисом, неоднократно выступал вдвоем с басистом (обычно это был датчанин Нильс-Хеннинг Эрстед-Педерсен), концертировал и записался на пластинки с певцами — Луи Армстронгом, Билли Холидей, Эллой Фитцджеральд, Сарой Вон, вокальной группой SINGERS UNLIMITED, экспериментировал с симфоническим оркестром Клауса Огермана (1973 — LP Motion And Emotion), с биг-бэндами и комбо разых типов. Питерсон — непревзойденный мастер свинга (его можно сравнить здесь разве что с «Каунтом» Бейси) и драйва (аналогичного той динамической устремленности звукового движения, которая достигается в оркестре Лайонела Хэмптона). Блистательная концертная виртуозность его пианизма, изобретательность в пассажах и мелодической разработке темы вообще не имеют аналогов. Разнообразны используемые им приемы гармонического варьирования и тональной модуляции, динамического нагнетания, подготовки и осуществления кульминаций, ритмического и структурного синкопирования, модальности. Следует отметить также идеальное чувство формы и пропорций, умение подчинить традиционную хорусную структуру джазовой пьесы процессу сквозного тематического развития, что, по сути дела, наделяет импровизацию качеством композиционности. Важный для Питерсона принцип — приоритет экспрессии над технической стороной исполнения. Воплощение проникновенно-лирических образов и настроений, песенной кантилены и балладной повествовательности удается ему не меньше, чем стремительные, каскадные пьесы-движения в сверскоростных темпах.

Среди композиторских работ Питерсона (некоторые из них представлены в альбоме New Piano Solos, 1965) джазовые темы (standards), циклы пьес (наиболее интересна «Канадская сюита», признанная, согласно опросам, лучшей композицией 1964), инструктивно-педагогические сочинения (например, Jazz Exercises and Pieces, 1965), киномузыка. Продуктивность студийной деятельности — 5-6 альбомов за год. Есть примеры оригинальных обработок классических мелодий, стилизации музыки барокко, «живые» записи из концертных залов и джаз-клубов, с фестивалей и джем-сешн. Серия альбомов Song Books — джазовая интерпретация популярных песенных мелодий Ирвинга Берлина, Коула Портера, Джорджа Гершвина, Джерома Керна, Ричарда Роджерса, Гарри Уоррена, Гарольда Арлена, Джимми Макхью, «Дюка» Эллингтона. Латиноамериканским ритмам посвящен, в частности, альбом Jazz Samba (1975). Есть записи с европейскими музыкантами. Яркая индивидуальность, блестящая техника игры, неисчерпаемое богатство импровизаторской фантазии, классическая зрелость творчества и, конечно, чисто человеческое обаяние Питерсона позволили ему в войти в число самых популярных людей эпохи.

Записи (помимо неаккомпанированных соло): с Чарли Паркером, «Диззи» Гиллеспи, Роем Элдриджем, Фредди Хаббардом, Лайонелом Хэмптоном, Бенни Картером, Лестером Янгом, Коулменом Хокинсом, Беном Уэбстером, Стэном Гетцом, «Сонни» Ститтом, Эдди «Локджо» Дэйвисом, «Флипом» Филлипсом, «Бадди» Де-Франко, «Каунтом« Бейси, Стефаном Граппелли, Джином Крупой, «Бадди» Ричем, Милтом Джексоном, Modern Jazz Quartet, «Дж. Дж.» Джонсоном, Мэриан Мак-Партлэнд, Луи Армстронгом, Билли Холидей, Э. Фитцджеральд, Сарой Воан, Анитой ОДэй, Фредом Астером, с оркестрами Клауса Огермана (симфонический состав), Нельсона Риддла, Расса Гарсии и др.

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь

@zonanot

Generated with Avocode.